Последние комментарии

  • Александр Шевелев
    Предпочитаете одних мух? Ну тогда приятного аппетита!  :-) Михаил Ефремов, о путине и коррупции(мы не забыли ни про офшоры,ни про "скрипки" Ролдугина
  • Марина ........ (фурцева)
    https://www.youtube.com/watch?v=GiBUwmQ8TQkБорис Немцов: чего боится Путин? Пророческие слова Немцова
  • Людмила Анисина
    Я уже всё достаточно чётко сказала по поводу данной статьи. Разводить демагогию и каяться,как Акиджакова))) за ВСЁ-ВС...Михаил Ефремов, о путине и коррупции(мы не забыли ни про офшоры,ни про "скрипки" Ролдугина

Кабмин РФ: Как украсть триллион из общенародной «кубышки»

Планы инвестиций в отечественную экономику погубит необходимость банального латания дыр

В Фонде национального благосостояния (ФНБ) накопился примерно 1 трлн. рублей сверх оговоренного в законе семипроцентного порога. Теперь эти средства будут инвестированы в экономику РФ в 2020—2022 годы — правительство до конца текущего года соберет портфель проектов.

Об этом 19 октября заявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов в кулуарах ежегодной встречи Всемирного банка и МВФ в Вашингтоне.

По его словам, решения о конкретных объемах ежегодно будут приниматься совместно с Банком России. «Иначе, если мы этот 1 трлн. в один год „выпулим“, это сразу окажет влияние на курс — ЦБ перестанет думать о смягчении денежно-кредитной политики. И наоборот, если скажем, что мы первый год 100 млрд руб., а потом все остальное, то у них будут больше руки развязаны с точки зрения политики по ставке», — объяснил Силуанов.

Структурной мерой для ускорения экономики правительство считает и программу приватизации.

Прекрасно, что кабмин печется о вложениях в отечественную экономику, а не только о скупке US treasuries. Только вполне может статься, что на самом деле и эти наши инвестпроекты закончатся пшиком, а пресловутый триллион будет в значительной степени разворован.

Доказательство тому — судьба транспортного коридора ЕС-КНР. В мае 2015 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин договорились развивать проект новой скоростной автодороги — международного транспортного коридора Европа-Западный Китай (МТК ЕЗК). Трасса протяженностью более 8,4 тыс. км к 2023 году, как планируется, должна позволить грузоперевозчикам серьезно экономить время в пути.

Пока, как известно, львиная доля грузоперевозок между Китаем и Европой осуществляется морем через Суэцкий канал. Протяженность маршрута составляет примерно 24 тыс. км, а доставка груза занимает от 40 до 50 суток. Новая автомагистраль позволит сократить время в пути до 10 суток.

Российские регионы, в свою очередь, получат новую транспортную артерию, которая простимулирует экономический рост и развитие российских территорий.

Казалось бы — за этот проект нам нужно держаться обеими руками! Но нет. Буквально до последнего момента Минфин, Минэкономразвития и Минтранс спорили: прокладывать ли новую, но баснословно дорогую дорогу Москва-Казань, или же просто реконструировать старую трассу М7 за меньшие деньги. Только в сентябре 2019 года в правительстве смогли прийти к компромиссу.

Согласно новому плану, до 2024 года будет построена трасса от Москвы через Владимир до Арзамаса (350 километров и 185 миллиардов рублей) и сделан обход Казани (140 километров и около 180 миллиардов рублей). Строительство центрального участка магистрали предлагается отложить, а высвободившиеся средства частично направить на реконструкцию М7 от Нижнего Новгорода до Казани (около 50 миллиардов рублей). В итоге сроки реализации проекта сдвигаются на 2027 год.

Между тем, пока наши чиновники не могут договориться между собой, Китай и Казахстан уже полностью закончили свои участки будущей супертрассы. 15 октября об этом заявил заместитель премьера, министр финансов Казахстана Алихан Смаилов. Он отметил, что теперь стороны ждут только Россию. Для понимания ситуации: Китаю в рамках проекта пришлось проложить 3,4 тысячи километров трассы — и он их без лишней болтовни проложил.

А вот отставшей России партнерам придется ждать долго. И проблема не только в низком качестве российского госуправления, но и в коррупции.

Так, в августе сотрудники правоохранительных органов Липецкой области обнаружили схему, с помощью которой местные чиновники пытались украсть деньги у компаний, которые выкупают в шести регионах России земли под строительство частной автомагистрали «Меридиан» между Казахстаном и Белоруссией (официально признана ответвлением трассы Шанхай-Гамбург). По предварительной версии, чиновники, используя инсайдерскую информацию, передавали участки из госсобственности подконтрольным фирмам, чтобы затем получить деньги от продажи земли инвесторам.

А ведь это — только начало. Украсть еще можно на более тонком слое щебня, на зауженном на несколько сантиметров дорожном полотне — на подобных уловках наши чиновники «собаку съели». То есть, построили себе дворцы на Рублевке.

Так что судите сами, куда уйдет 1 трлн. рублей из ФНБ, если его инвестируют в достройку МТК ЕЗК. Или в другой, внешне разумный и достойный, инвестроект.

— В России масса направлений, куда можно инвестировать, и прежде всего это инфраструктура, — считает председатель Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — У нас огромная дыра в инфраструктуре — недоинвестирование, которое копилось десятки лет. В нашей стране устарела и транспортная инфраструктура, и энергетическая, наше оборудование на грани безопасности, а сфера ЖКХ требует вложений на десятки триллионов рублей.

То есть, у нас потребность ресурсов внутри собственной страны колоссальная. И возможности для инвестирования также колоссальные. У нас всего много — земли, полезных ископаемых, леса, пресной воды — во все можно вкладывать. Тем не менее, мы видим полное отсутствие инвестиций уже многие годы.

Так происходит не только из-за низкого качества госуправления. Просто члены кабмина непублично считают, что инвестиции — ни к чему. У них нет желания создать работающую схему экономики.

Для наших министров использование части средств внутри собственной страны — это обуза. Силуанов говорит об инвестициях, как будто идет на жертву.

«СП»: — Можно ли, вложив триллион рублей, «разогнать» экономику России?

— Триллион рублей — звучит красиво, но это не так много. Тем более, речь о финансировании на три года. Я, кстати, не уверен, что триллион вообще наберется. Силуанов рассказывает об инвестиционных планах с оговорками: если к концу года в ФНБ наберется сверх семипроцентного барьера 1,7 трлн. рублей, правительство 15−20% от этой суммы будет использовать на инвестиции. И не только внутри страны, но и на кредитование экспорта.

Силуанов просто предполагает, что дальше денег станет больше, и тогда получится искомый триллион. Но пока более-менее твердо можно говорить всего о 300 млрд. инвестиций на 2020 год. А дальше легко может возникнуть ситуация, при которой все разговоры об инвестициях закончатся сами собой.

«СП»: — Что это за ситуация?

— Есть огромная вероятность, что в реальности ФНБ расти не будет. Например, так произойдет, если снизится цена на нефть — а это случится почти наверняка. Или же если возникнут новые расходы бюджета — возрастет транш в Пенсионный фонд, или возникнет необходимость закрыть различные отложенные расходы, вроде обратного акциза нефтяникам. В итоге, почти наверняка расходы бюджета окажутся выше, чем в нынешних проектировках. И тогда средства на пополнение ФНБ не будут поступать вообще, либо окажутся очень небольшими.

Таким образом, очень быстро размер ФНБ снова снизится до «неприкосновенных» 7% ВВП. И окажется, что инвестирование из ФНБ снова надо прекращать. Не случайно тот же Силуанов заявлял, что, если грянет мировой кризис, наше экономика продержится три года благодаря средствам ФНБ.

«СП»: — Когда в экономике могут начаться сложности?

— Не исключено, что уже в конце 2019 года. Тогда, повторюсь, разговоры об инвестициях закончатся, едва успев начаться. И это — очень вероятный сценарий. Думаю, внутренне Силуанов считает, что вариант «дожития» в условиях трудностей — наиболее реальный сценарий. Раз так, инвестиционные планы можно обсуждать постольку-поскольку. Лишь бы хоть чем-то занять общественное внимание.

— Показательно, что мерой ускорения экономики кабмин считает приватизацию, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — В сентябре, напомню, Минфин предлагал включить в план приватизации на 2020−2022 годы крупнейшие госактивы: «Первый канал», «Аэрофлот», РЖД, «Зарубежнефть», Государственную транспортную лизинговую компанию. Я поэтому могу предположить, что состояние наших государственных финансов неудовлетворительное. Нужны, видимо, деньги для решения срочных проблем — чтобы удержать более-менее стабильную ситуацию в стране.

Да, правительство могло бы зарабатывать, развивая отечественное производство или внедряя новые технологии. Но решение принимается другое: самые доходные отрасли распродать.

На мой взгляд, кабмину плевать на инвестиции и на их эффективность. Ему срочно нужны деньги — и точка.

 

Андрей Полунин

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх