По ту сторону кафедры (3)

Третье. Сплошь и рядом приходится слышать, что, мол, школа отказалась от систематического образования ради натаскивания на ЕГЭ. Нет ничего более далекого от истины. Современная российская школа ВООБЩЕ не даёт систематического образования, и именно поэтому она НЕ способна подготовить к ЕГЭ. Школы лишь много и упорно ГОВОРЯТ о необходимости подготовки к ЕГЭ, но честь этой подготовки любезно уступают самим ученикам и их родителям, курсам и репетиторам. В рамках самой школы подготовиться к ЕГЭ невозможно.

Здесь мне, конечно, возразят, приведя в пример ту или иную замечательную школу. Я и сам знаю таковые. Но пишу не об исключениях, а о статистических закономерностях. А одна из главных таких закономерностей, на мой взгляд, в том, что РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ИНСТИТУТОМ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО образования. Она превратилась в учреждение для несения учебной повинности населением Российской Федерации в возрасте от 7 до 17 лет.

Традиция систематического образования ещё кое-как сохраняется в начальной школе. Но и то от родителей требуют, чтобы их дети приходили в школу, зная начала русской грамоты и арифметики. Причём учиться в начальной школе самостоятельно, без постоянной помощи родителей (особенно для изготовления поделок и так называемых «проектов»), дети обычно не в состоянии.

А после окончания началки дети и их родители оказываются в ситуации, когда школа делает вид, что учит, а дети делают вид, что учатся. Если вас такое положение вещей не устраивает, занимайтесь с детьми сами или обращайтесь к репетиторам. Чаще всего оными оказываются те же самые учителя. Но! Даже в этом случае они обычно имитируют преподавание, а на самом деле им платят за то, чтобы они оставили детей в покое и ставили им приемлемые оценки. Значительная часть учителей, впрочем, не способна чему-либо научить, даже если бы искренне того желала.

За два года до окончания из школ раздаётся трубный глас: пора готовиться к ЕГЭ! А значит, искать репетиторов и курсы. Ещё раз повторю: школа к ЕГЭ не готовит и даже не натаскивает на него, ибо органически к этому не способна. Учебный процесс переместился за рамки школы. Ее функции взяли на себя родители, курсы и репетиторы, что более чем устраивает школу и учителей. Но, ежели у родителей нет денег, то шансы подготовиться ЕГЭ настолько, чтобы поступить в приличный вуз, хотя и не исчезают полностью, но резко уменьшаются.

Допускаю, что в какой-то (лишь в какой-то!) степени компенсировать провал школы способна новая система внеклассного/дополнительного образования «Кванториум». По крайней мере, я слышал о ней хорошие отзывы: мол, действительно обеспечивает настоящую специализацию и практическую ориентированность. Однако даже в случае её повсеместного распространения она способна лишь отчасти компенсировать провал систематического школьного образования.

Однако моя главная претензия к школе не в её блистательном отсутствии как образовательного учреждения per se. Как сие не печально, но можно пережить. Главная беда современной школы в том, что она превратилась в систему морального и психологического насилия над детьми. Причём главным источником и инструментом насилия выступают сами учителя. Личную неустроенность, профессиональную непригодность, социальные проблемы они вымещают на учениках, в прямом смысле слова мстят им за свои проблемы и неудавшуюся жизнь. Классическая психоаналитическая схема.

Я много и постоянно общаюсь со студентами разных вузов. Любви или хотя бы симпатии в адрес школы никто из них не выказывал. Лучшие школы, судя по их рассказам, это те, в которых на учеников просто не обращают внимания. В подавляющем большинстве школьные воспоминания окрашены болью, горечью и обидой. Социальную жестокость, моральное насилие, мелочные придирки описывают как норму. Учителей вспоминают как врагов или, в лучшем случае, безразличную и холодную инстанцию. Школа обучила детей хитрить, бояться и таиться. И с этими навыками, с исковерканной психикой они пришли в университеты.

А что университет? Посмотрите в закон об образовании и узрите, что мы не учим, не воспитываем, а «оказываем образовательные услуги». Причём имеем дело уже, извините за цинизм, с «полуфабрикатами», чью природу вузовское обучение изменить не в состоянии.

У меня лично нет сомнений, что ситуация будет только ухудшаться. Деградация зашла далеко и носит системный характер. Но точно также я твердо знаю, что этот процесс можно остановить и превратить школу в место, куда будут идти если не с охотой, то хотя бы без ненависти. Что для этого надо? Базовый, исходный пункт один – желание и намерение государственной власти. Пока что всем своим поведением и всей своей политикой государство нацелено на демонтаж таких базовых социальных институтов, как образование и здравоохранение. Но даже если и когда государство захочет изменить свою политику, то – надо смотреть на вещи трезво – для возвращения школы как института к социальной, культурной и нравственной норме потребуется не меньше 10-15 лет.

ValerySolovey

По ту сторону кафедры (1)

По ту стороны кафедры (2)

Источник ➝

«Вам, дебилам, сказали сидеть дома и смотреть онлайн. Так нет же»: екатеринбуржцы — о гуляющих на 9 Мая

План по тому, чтобы избежать толп в центре, провалился. Екатеринбург проигнорировал самоизоляцию

На 9 Мая в центре Екатеринбурга собрались сотни людей, чтобы посмотреть на пролет военной авиатехники и проезд исторической колонны. Это при том, что во всей Свердловской области введен масочный режим, и людям разрешают выходить из дома только со специальными справками.

К вечеру сотни екатеринбуржцев собрались в центре, чтобы посмотреть праздничный салют (мы показывали его в прямом эфире, а здесь — фоторепортаж).

Но он в итоге прошел в ЦПКиО, так что посмотреть его смогли не все. Очевидно одно: если у городских властей был план, как избежать толп в центре, то он провалился. И вот что об этом думают наши читатели.

Елена Исаева: «Смешно было надеяться, что вот прямо никто не придет на парад. Зачем было устраивать — вот в чем вопрос. Понятно, еще и вечером все на салют поперлись. А через неделю — здравствуй, пик заражения... И опять администрации будет чем заняться».

Ирина: «Что за глупые люди, повываливались на улицу. Почему не разгоняют? Я вот тоже, например, хочу беспрепятственно гулять, но сидим и не нарушаем самоизоляцию».

Гость: «Когда ещё так доступен был центр на 9 Мая во время парада».

Aloe Vera: «Дед мой всю войну под огнем прошел. А я из-за какой-то сомнительной болячки дома буду тухнуть? Хрен вам!».

1982: «А через 7–14 дней дней будут ныть: "Почему вы не делаете мазки и плохо лечите меня"».

Марина Львова: «Много ветеранов уже не дожили до юбилея, это грустно. Погода потрясающая, да, сегодня так и манила... На балкон по итогу. Видела гуляющих, но думаю, что вирус просто убьётся на сегодня от той мощи добра, что творится! Всех с праздником!».

Степан: «Каждый сам принимает решение, идти или нет, самоизолироваться и снизить социальную активность или забить. Я максимально делаю все, чтобы сберечь здоровье. Поэтому по максимуму дома, и да, в честь 75-летия Победы принял участие в куче онлайн-акций. А вы?».

Горе от ума: «Я очень понимаю, что людям хочется праздника и что все-таки этот день для многих важен, но так как вирус гуляет, не стоит рисковать. В следующем году нагуляемся все за два года».

Гость: «Гулять на открытом пространстве в маске — это как принимать ванну в носках».

Анна Романова: «Все правильно сделали, что перенесли салют. Вам, дебилам, сказали: "Сидите дома, смотрите онлайн". Так нет, вы же, стадо баранов, поперлись в центр, как будто первый и последний раз салют увидели. Одним словом, идиоты».

Гость: «Они же первый раз машинки увидели... А вообще многие до сих пор не верят в вирус, видимо, цифры статистики (которая и так учитывает далеко не все случаи) посмотреть не могут... Пока именно их близкие не окажутся в реанимации, все пофиг».

Как Екатеринбург праздновал 9 Мая в режиме самоизоляции, мы рассказывали здесь. А все актуальные новости о коронавирусе мы собираем в новом онлайн-репортаже.

 

Софья Исакова, Виктория Чулюкина

9 мая – день борьбы народа России-СССР с путинским фашизмом!

Картина дня

))}
Loading...
наверх