На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 887 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

Двадцать лет после дефолта ничему нас не научили

Юрий Болдырев о бесперспективности страны при безнаказанной власти

20 лет назад в РФ был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств (Фото: Сергей Метелица/ТАСС)

Вот и очередная годовщина дефолта 1998 года — внимательно перечитываю все, что пишут к печальной дате. Ведь не стоит повторять то, что пишут и говорят и без тебя. А вот моменты, которые сознательно утаиваются — важны.

За прошедшие два десятка лет мне неоднократно приходилось обращаться к вопросу о причинах, механизмах и последствиях дефолта 1998-го года. Вплоть до того, что на заднюю сторону обложки одной из моих книг (выпущена в теперь уже далеком 2003 году) были помещены мои слова: «Казалось бы, объективных оснований для нового дефолта нет. Но институциональные механизмы все подготовлены именно к очередному „пробросу“. Для чего это сделано — ведь не случайно же?».

Среди важных своих публикаций, посвященных той или иной годовщине события, выделил бы:

— «Война и уроки дефолта», «Литературная газета», 17 августа 2008 года;

— «Юрий Болдырев: виноват весь ельцинский режим», «Смена», 19 августа 2013 года;

— «Высокоточное оружие лжи. Юрий Болдырев о „героях“ дефолта и их нынешних подельниках-покровителях», «СП», 19 декабря 2015 года;

— «Впереди новый дефолт или развитие. Юрий Болдырев о главном уроке дефолта 1998-го года», «СП», 19 августа 2016 года.

Повторять, все, что было ранее сказано, наверное, неправильно — лучше дать отсылку. Но главное: все, что было сказано тогда — и пять, и десять лет назад, и ранее — к сожалению, остается абсолютно актуальным и поныне.

Итак, акценты большинства нынешних публикаций:

— объективные проблемы российской экономики двадцать лет назад, совсем непохожие на нынешние, и потому нового дефолта теперь не будет;

— либо, в крайнем случае, безответственность властей тех времен (вроде как, в отличие от нынешних), и потому опять тот же вывод, что теперь беспокоиться не стоит;

— плюс тезис о том, что дефолт все же имел и положительный аспект — дал толчок развитию российской экономики.

Значит, надо опять по пунктам, что называется, «от печки».

Первое. Да, двадцать лет назад Россию втянули в чрезвычайную зависимость от внешних сил — международных валютных спекулянтов. Россию чрезвычайно ослабили — создали механизм государственных казначейских обязательств, прибыльность которых на порядок превышала объективную прибыльность реального сектора экономики. Тем и помогли придушить реальный сектор (кто же будет в него инвестировать, если и выгоднее, и надежнее в финансовые спекуляции?), и обеспечили целенаправленное масштабное выведение финансовых ресурсов из страны, и подготовили финансово-экономическую систему к неминуемому краху, который и осуществили 17 августа 1998 года. Но совершенно неуместно делать акцент лишь на одной форме зависимости и строить шапкозакидательские выводы на том, что именно той конкретной формы зависимости сейчас нет. Важнее, что за прошедшие два десятка лет совокупная зависимость страны и ее экономики от внешних сил, причем, что принципиально важно, сил изначально отнюдь не дружественных, никуда не делась, а по ряду параметров лишь усугублена. И зависимость эта носит характер вовсе не взаимный (что было бы более или менее приемлемо для уважающих себя относительно самодостаточных государств), а глубоко односторонний — ставит в уязвимое, ущербное, зависимое от внешних сил положение именно нас. Поэтому, наверное, можно согласиться с тем, что именно сейчас, в 2018-м году, именно в точности такого дефолта, каким он был в 1998-м, действительно, ожидать не стоит. Впрочем, как в 1941-м не стоило ожидать повторения в точности Первой мировой войны с ее лихими кавалеристскими атаками. Но, согласитесь, ни тогда, в 1941-м, ни теперь, в 2018-м, это вовсе не повод и не основание для самоуспокоения.

Второе — в части безответственности властей двадцатилетней давности, вроде как, в отличие от властей нынешних.

Не устаю напоминать:

далее

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх