На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 886 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

На зависть Крымскому мосту: Ротенберг построит дорогу за 1,5 триллиона

Бюджетные деньги делят между «кремлевскими олигархами»

На строительство новой автодороги в Краснодарском крае уйдет столько же, как и на подготовку к сочинской Олимпиаде. Похоже, подрядчик уже известен — это компания «Мостострой», которая уже освоила в Кубани почти 100 млрд. рублей именно на олимпийских стройках.

Губернаторы — в очереди за деньгами

Строительство новой автодороги вдоль Черноморского побережья может быть включено в «Комплексный план модернизации развития магистральной инфраструктуры», который разрабатывает Минэкономики России вместе с отраслевыми министерствами. Этот документ, разработанный по поручению президента Владимира Путина, рассчитан до 2024 года (то есть на время действия нацпроектов): в него включены все более-менее значимые объекты.

Сейчас губернаторы насмерть бьются за то, чтобы их мегапроекты попали в «Комплексный план»: ведь это гарантия федерального финансирования. Челябинский и свердловский губернаторы Борис Дубровский и Евгений Куйвашев ратуют за то, чтобы в документ был вписан проект строительства высокоскоростной железной дороги «Челябинск — Екатеринбург», а Андрей Никитин видит в нем проект строительства абсолютно нового аэропорта в Великом Новгороде.

Драфт «Комплексного плана» был разработан ведомством Максима Орешкина еще летом прошлого года: тогда в нем было более семисот проектов общей стоимостью 6,8 трлн. рублей. Но учитывая амбиции губернаторов, количество проектов наверняка снизится — в пользу более дорогостоящих.

И вряд ли какая-то иная стройка может соперничать по стоимости с автотрассой вдоль Черноморского побережья. Речь идет не о реконструкции существующей автодороги А-147, как поначалу пытался было представить кубанский губернатор Вениамин Кондратьев, а о строительстве совершенно новой магистрали. Она будет проходить в горах, иметь две полосы движения в каждую сторону и скорость движения 120 км/ч.

Как бы то ни было, по словам кубанского губернатора, новая дорога «жизненно необходима» Краснодарскому краю, поскольку серпантин работает на пределе: при пропускной способности 6 тысяч автомобилей в час по ней в дни пиковых нагрузок проезжает до 30 тысяч автомобилей ежечасно.

На дороге, которая местами сужается до одноколейки районного значения постоянно возникают многочасовые пробки. Двигаться по серпантину протяженностью 120 километров приходится порой в условиях ограниченной видимости, дорожное полотно постоянно повреждают сходящие с гор оползни и сели. Все это, несомненно, говорит о необходимости строительства новой дороги. Но главный вопрос вовсе не в том, нужна ли она — а в том, сколько будет стоить.

Даже у Козака влиятельности не хватило

По оценкам Вениамина Кондратьева, новая дорога будет стоить не менее 1,2 трлн. рублей, а по оценкам Минтранса России — никак не менее 1,6 триллионов. Да и то это крайне приблизительные цифры, ведь проектно-сметной документации нет и в помине. Новая автотрасса будет включать в себя, по предварительной задумке, автомобильные обходы Туапсе, Сочи и поселка Лазаревское, 43 моста и 27 тоннелей.

Стоит напомнить, что еще на этапе подготовки к сочинской Олимпиаде по поручению вице-премьера Дмитрия Козака был разработан проект строительства новой автотрассы. Институт «Минскметропроект» предложил те же проектные решения, о которых говорят и сейчас: создать обходы Туапсе, поселка Лазаревское и Сочи, между которыми были бы «спрямляющие» скоростные участки.

Но даже тогда, когда в развитие Сочи правительство инвестировало более чем щедро (более 1,5 трлн. рублей), денег на реализацию мегапроекта не нашлось. Реализовать удалось лишь небольшую его часть — был построен обход центральной части Сочи. Но он проходит в черте города и освободил от транзитного движения лишь часть курорта. Теперь же, по задумке Кондратьева, надо строить полноценный обход всего города протяженностью около 15 километров (он почти полностью должен состоять из мостов, тоннелей и путепроводов).

Сметная стоимость проекта растет, а вот сроки его реализации, напротив, сдвигаются. Так, если еще в прошлом году заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов уверенно заявил, что сдать дорогу можно уже к 2028 году… то теперь речь идет уже о 2024−2026 годах.

На мостах тоже зарабатывают… миллиарды

Так нужно ли строить автодорогу, стоимость которой сопоставима с многолетней подготовкой к Олимпиаде, давшей второе дыхание курорту?! Даст ли это такой же экономический стимул для развития всей Сочинской агломерации? Но, похоже, вопрос экономической целесообразности для инициаторов проекта — вовсе не самый главный, учитывая, что претендует на получение подряда компания «Мостотрест», которую контролирует «король госзаказов» Аркадий Ротенберг.

Именно «Мостотрест» строил в ходе подготовки к Олимпиаде дублер курортного проспекта в Сочи стоимостью (83 млрд. рублей) и «Адлерское кольцо» (5 млрд. рублей). Также в активе у этой компании — строительство Крымского моста (228 млрд. рублей) и еще множества объектов по всей стране (в первую очередь, конечно, мостовых и автодорожных).

— Эффект от мегастроек в большей степени смогут оценить генеральные подрядчики… если в дальнейшем не будут реализованы риски по уголовному преследованию за неэффективность трат, — объясняет «Свободной прессе» глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group Никита Рябинин. — А данный момент такие риски высоки: вспомните истории братьев Магомедовых, «Ингеоком», «Мостовика» и других крупнейших подрядчиков Олимпиады в Сочи.

Почти каждая мегастройка заканчивается огромным количеством уголовных дел — это тоже говорит о качестве таких инвестиций. Сам отбор мегапроектов не прозрачен, и в большей степени зависит от возможностей лоббистов, при этом эффективность для пространственного развития России явно не на первом месте. По этой же причине с критическим взглядом на мегапроекты выступал глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

Я бы лично провел аналогии с мегастройками в конце 80-х в СССР: начали большое количество проектов «пространственного развития», многие не закончили, экономика просто не выдержала. Пример — ховринская больница в Москве.

Антон Чаблин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх