На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 887 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

Вся правда о сносе пятиэтажек в Москве

И стоит ли жителям страны завидовать тому, как столица заботится о своих гражданах

Вся правда о сносе пятиэтажек в Москве

Многие жители российской глубинки в последнее время завидуют москвичам, как говорится, не по-детски. Еще бы! Ведь мало того, что им новые дома вместо «убитых» пятиэтажек в короткие сроки выстроят, так и сделают это за казенный счет. А очередникам вообще лафа — попутно и условия свои жилищные улучшат. Но стоит ли в действительности «вторая волна» сноса старых домов таких эмоций? Пожалуй, постоянно обновляющаяся по этой программе информация к этому вряд ли располагает.

Сначала о «плюшках»

Они, плюшки, как всем уже известно, обещаны мягкие да вкусные. Так, по словам главы думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, столичные власти планируют давать жителям сносимых домов более просторное жилье. Даже если непосредственно жилые «квадраты» будут предоставлены переселенцам метр в метр, то за счет того, что современные квартиры включают в себя более просторные вспомогательные и технические помещения (санузлы, кухни, коридоры), общий метраж объектов будет более внушительным (по разным оценкам, прирост составит порядка 35%). Соответственно, те граждане, у которых размер имеющегося жилья не дотягивает до установленных соцнорм, еще и расширятся.

Кроме того, мэр Первопрестольной Сергей Собянин заявил, что никакого маневренного фонда с заведомо более низкими потребительскими характеристиками не будет. Людей сразу начнут переселять в новые дома. При этом до сноса старых жилищ их освободят от обязанности по уплате взносов на капремонт (которые в Москве, к слову, одни из самых высоких), а уже собранные по этой графе с граждан деньги (по некоторым оценкам, свыше 6,5 миллиардов рублей) заберут из фонда капремонта в качестве инвестиций в это самое начинание. Правда, уточнил заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ-Контроль» Андрей Костянов, произойдет это только тогда, когда конкретный дом будет включен чиновниками в официальный список предназначенных к сносу строений на соответствующем официальном портале. Однако ждать этого, как обещается, придется не слишком долго: депутат Госдумы Ирина Белых уверяет, что сроки строительства жилья должны быть сокращены до двух лет (вместо нынешних среднестатистических трех лет и трех месяцев).

Плюс ко всему чиновники анонсируют максимальное соблюдение принципа территориальности. То есть, по идее переселяемые граждане должны получить новые квартиры не где-то у черта на куличках или даже в Новой Москве, пока еще изобилующей свободными землями для строительства, а в пределах того же района (а то и микрорайона), в котором они проживали до этого эпохального события. На худой конец, самым «невезучим» обещают предоставить жилье в ближайшем соседнем районе.

Казалось бы, зависть жителей регионов, которые уверены, что, в отличие от «зажравшихся» москвичей, не только им, но даже и их детям и внукам уж точно придется коротать век в полуразвалившихся лачугах времен едва ли не царя Гороха, вполне оправдана. Ну и как тут, скажите на милость, не счесть лидера «Справедливой России» Сергея Миронова едва ли не единственным радетелем, благодетелем и заступником? Ведь именно он на днях заявил, что, дескать, нельзя «строить дворцы» только в одном отдельно взятом городе страны, в других «оставляя хижины». И предложил распространить действие программы «второй волны» расселения пятиэтажек на всю Россию.

Теперь о «засадах»

Но, как известно, дьявол кроется в деталях, которые, в конечном счете, и придают позитивную или, наоборот, негативную окраску всем начинаниям.

Для того, чтобы осилить весь этот груз взятых на себя обязательств, столичным властям нужны инвесторы и исполнители. А на кого в этом случае могут рассчитывать чиновники? Правильно, на застройщиков. А те, в свою очередь, говорят примерно следующее: чтобы нам было интересно, а главное — прибыльно, будьте любезны, господа чиновники, обеспечьте нам определенные условия. А именно — упростите процедуру получения земельного участка под застройку, обеспечьте инфраструктурные и инженерные объекты вокруг стройки своими силами, да избавьте нас от прямых контактов с жителями. Наконец, самое главное — не забирайте под расселение более 30% в возводимых многоэтажках. И это только программа-минимум!

Что самое интересное, все идет к тому, что чиновники не только соглашаются с предъявляемыми требованиями, но и, судя по всему, готовы пойти гораздо дальше. Делать такой вывод позволяет, в частности, вынесенный 10 марта на рассмотрение Госдумы законопроект, призванный досконально регламентировать весь этот процесс.

Первый «тревожный звоночек» прозвенел практически сразу. Первоначально СМИ сообщали, что вноситься документ будет в том числе и от имени Галины Хованской. Однако в последний момент глава думского комитета по жилищной политике и ЖКХ, известная своими жесткими, но справедливыми взглядами на политику в системе коммунального хозяйства, открестилась от этой законодательной новеллы. Что же ее отпугнуло?

В частности, документ фактически отдает на полный откуп мэрии определение и регулировку санитарных и технических регламентов. Проще говоря, если никаких изменений не произойдет, то строители в зонах реновации будут руководствоваться не едиными для всех СанПиНами, а указаниями конкретных чиновников. При том, что подобных требований еще даже нет в природе (их только предполагается когда-то там написать), само собой, никаких гарантий того, что эти мифические пока требования не будут ниже действующих по стране, никто не дает.

Плюс к этому власти города оставляют себе право менять высотность строящихся зданий, а также назначение земельных участков и ряд других важных параметров по своему усмотрению прямо в процессе стройки. Так что утверждение какой-либо градостроительной документации и контроль за соответствием заявленным ранее данным теряет всякий смысл. Также предполагается, что власти будут сохранять за собой право в зонах реновации отступать по собственному почину от требований пожарной безопасности.

Но главная «засада» скрывается в самом техническом регламенте процедуры. Законопроект предполагает, что проходить она будет так: специально созданный под это дело Фонд содействия реновации (ФСР) направляет «переселенцам» письменное уведомление, после чего им предоставляется ровно 60 дней, чтобы заключить соответствующий договор. Если же в указанные сроки этого не произойдет, то квартиру в любом случае изымут по суду, а жителей фактически «выпихнут» в первую попавшуюся новую квартиру. Оспорить факт выселения по суду не удастся, искать правды можно будет только в части соответствия нового жилья каким-то техническим требованиям. Некоторые адвокаты при этом проводят прямые параллели с национализацией частной собственности.

При этом сам ФСР будет совмещать в себе сразу три функции — застройщика, заказчика и контролирующего органа власти. Вопрос, кто станет контролировать Фонд на предмет чистоплотности работы, остается открытым. А это, уверены опрошенные журналистами представители юридического сообщества, таит в себе огромный плацдарм для коррупционных схем. За примерами далеко ходить не надо. Все тот же ФСР предполагается, согласно задумке авторов законопроекта, наделить правом закупать услуги или товары у одного поставщика, не проводя конкурса.

Наконец, если законопроект будет утвержден в первозданном виде, признавать подлежащими реновации власти смогут фактически любые здания на любой мало-мальски интересной для возможной застройки территории. Например, на основании одних лишь «аналогичных особенностей конструкции». Да и очередникам на обещанное улучшение жилищных условий также особо рассчитывать не стоит. Тому, как легко чиновник может при желании «выкинуть» человека из очереди на новую квартиру, на днях будет посвящен целый отдельный материал.

Учитывая все эти особенности, в умах некоторых граждан вполне обоснованно зарождается мысль, что на Москве, земля которой имеет высокую ценность, механизм «безотказного отжима» жилья у собственников просто обкатают. А затем, если все пройдет без сучка и задоринки, распространят и на всю страну. Это только в столице всего 8000 пятиэтажек. А по России-то их в разы больше.

Андрей Захарченко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх