Цивилизованность, конечно же, не может быть измерена финансовым результатом, она измеряется бытоэнергетическими затратами человека, включая сюда как ответственность и чувство долга, так и бытовое положение среднего гражданина, его удобства, его безопасность. То, что человек урвал себе сам – является зоологической добычей. То, что дало человеку общество – является цивилизацией. Возникает вполне понятная и очевидная зависимость уровня (качества) жизни членов общества от их ответственности перед обществом. Чем больше люди в целом заботятся о благе общества, тем больше в итоге общество может предложить благ каждому конкретному человеку.
Так слагается диалектика цивилизованного образа жизни: Здесь человек выступает одновременно и средством, и целью, он жертвователь, донор – но он же и получатель, пользователь. Взятый обобщённо, как усреднённая фигура – человек сам производит телевизоры, и сам же их смотрит, сам строит дома и сам же в них живёт. Он сам выращивает то, что есть и сам шьёт то, что потом носит.
Но это обобщённо-усреднённый образ человека, рождённый способностью развитого мышления обобщать идеи, создавать абстракции. При утрате способности и желания(номинализм) обобщать конкретные случаи жизни – мы получаем множество особей, у которых участие в производстве и потреблении не совпадает.
В животном мире никакой зависимости благ и ответственности нет. Естество этого мира в том, что особь выступает только как потребитель, не имея никакого отношения к воспроизводству потребляемых благ. Все животные, как и либералы, их отражения в мире людей, любят потребление. Нет такого зверька, который не любит пожрать, погреться в уютном гнёздышке, и нет такого, кто между вкусным и безвкусным выбрал бы безвкусное.
Вся жизнь животного – это бесконечный потребительский поиск, как количественный (где пожрать) так и качественный (где пожрать повкуснее). Животные легко осваивают новые ниши потребления – кошки поселились возле зерновых амбаров древних людей (застали там изобилие грызунов), и постепенно стали домашними животными, кабаны или еноты любят свалки и помойки, которых нет в их естественной среде обитания.
Но никакое
Свежие комментарии