На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 886 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

К обсуждению: 10 шагов к достойной жизни - Шаг 1. Народ — хозяин природных богатств России. Шаг 2. Снизить вопиющее социальное неравенство и нищету. Шаг 3. Реформировать НДС

Шаг 1. Народ — хозяин природных богатств России

Предложены меры по повышению эффективности изъятия природной ренты и по снижению коррупции при экспорте природных богатств России.

В.М. Симчера, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки

М.Д. Абрамов, к.т.н., президент ЭАЦ «Модернизация»

Десять шагов к достойной жизни. Это много или мало?

В переводе с деклараций на язык конкретных рекомендаций и цифр это означает:

Шаг 1. Народ — хозяин природных богатств России.

Нефть и газ – главные источники доходов бюджета. Посмотрим, насколько эффективно эти источники мы используем и что нужно делать для исправления ситуации.

По данным Росстата,[1] в 2016 году в России было добыто 547,6 млн. тонн (около 4 млрд. баррелей) нефти, в т.ч. экспорт составил 254,8 млн. тонн (1,86 млрд. баррелей), а на переработку пошло 284,5 млн. тонн. На счета организаций от экспорта нефти поступили валютные средства в сумме 59,0 млрд. долл. Таким образом, средняя цена экспортной нефти составила 59,0:1,86 = 31,7 долл./баррель. Между тем, среднегодовая мировая цена 1 барреля нефти «Брент» в 2016 году равнялась 46,1 доллар.[2] Т.е. за каждый баррель мы недополучили 14,4 доллара или 14,4х1,86 = 26,78 млрд. долларов или 1,8 трлн. руб., т.е. более 10% Федерального бюджета. Это – по официальным данным об экспорте нефти.

На самом деле, значительная часть нефти и нефтепродуктов идут «мимо кассы», не попадая в сводки Росстата и ФТС об экспорте.

Например, по данным ООН, представленным ФТС, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродукты на $3 млрд., а по данным, представленным США, они за тот же период получили их на сумму $9 млрд. Соотношение данных по нефтепродуктам с Германией составляет $10,9 млрд. и $27,1 млрд. Т.е. эти две страны получили в 2,6 раза или на $22,2 млрд. (1,36 трлн. руб. по среднегодовому курсу ЦБ в 2015 году) больше, чем мы им поставили. Если это и не воровство, то, как минимум, информация к размышлению. Только этих денег хватило бы, чтобы удвоить расходы на образование, науку, культуру, кинематографию, здравоохранение и физкультуру, на которые в сумме в 2015 г. было потрачено 1,22 трлн. руб.

Межведомственная комиссия, созданная в 2015 году при Государственной Думе, что потери бюджета из-за непоступления таможенных пошлин и НДС составили в 2013 году 2,5 трлн. руб.[3] В результате директора ФТС сняли и перевели на новую ответственную работу.

Но в 2016 году ситуация не изменилась:[4] в 2016 году Россия поставила в США нефтепродукты на $3,4 млрд., а по данным, представленным США, они за тот же период получили их на сумму $7,7 млрд. Соотношение данных по нефтепродуктам с Германией составляет $9,0 млрд. и $23,4 млрд. Т.е. в 2016 году эти две страны получили на $18,7 млрд. (1,25 трлн. руб. по среднегодовому курсу ЦБ в 2016 году) больше, чем мы им поставили.

Как это происходит? Вот что пишет «Комсомольская правда»: «За 1992-2016 гг. из России украдено как минимум $1,7 трлн в виде незаконных финансовых потоков. Всего же из РФ вывезено за 25 лет сырья примерно на 5 трлн. долларов. Значительная часть – с использованием трансфертного ценообразования. При трансфертном ценообразовании формально вывоз продукции осуществляется законно. Однако российский резидент, как правило, добытчик, либо изготовитель продукции первичного передела, продает товар не напрямую конечному потребителю, а своему же офшору с минимальной прибылью. А вот офшор продает продукцию крупным торговым компаниям и конечным потребителям по сложившейся рыночной цене, оставляя у владельцев офшора львиную часть прибыли. Именно за эту схему сел в свое время Ходорковский и не сели все другие олигархи, включая хорошо известных нам персонажей». [5]

А вот что писала газета «Ведомости» 17 августа 2015 г.: «…прокуратура Восточного округа Нью-Йорка потребовала от входящей в группу американской компании Castor Petroleum документы о нефтеторговой деятельности. Повестки получили трое сотрудников Castor и один сотрудник Gunvor. Детали расследования не раскрываются до сих пор. В ноябре 2014 г. The Wall Street Journal рассказала о том, что следователи изучают коррупционные сделки в России с использованием американской финансовой системы, сопоставляют цены, по которым Gunvor покупала нефть у «Роснефти» и продавала ее за рубеж…». Возможно, это – ответ на вопрос: «Как же это происходит?».

ExxonMobil

Еще менее эффективно работает Газпром. Там выручка на 1 занятого в 25 раз ниже, чем у того же ExxonMobil.[7]

Оттого, что «Газпром» («национальное достояние») и «Роснефть» числятся государственными, эффективности им не прибавляет и нам лучше не становится.

Выводы и предложения.

Богатства России должны служить народу, а не кучке олигархов. Прежде всего, это относится к нефти газу. Необходимо повысить эффективность изъятия природной ренты. Мы предлагаем изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями: право добычи нефти, газа и др. следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого ими сырья. При этом сырье остается в собственности государства, которое продает его за рубеж и внутри страны по разумным ценам без использования офшоров и посредников. И не нужны никакие НДПИ, СРП, НДД и пр. На таких условиях наши компании («Лукойл», «Газпромнефть» и др.) работают за рубежом. Тогда наши компании будут заинтересованы в снижении издержек производства и повышении производительности труда. Руководитель «Роснефти» утверждает, что себестоимость добычи нефти у него не превышает 4 долларов за баррель. С учетом прибыли 25%, пусть дадут ему 5 долларов. А остальные доллары и рубли пойдут на транспортировку и в Федеральный бюджет. В результате реализации этой меры можно будет снизить вдвое тарифы на энергоресурсы (бензин, дизтопливо, электроэнергию, тепло и т.д.). Одна только эта мера позволит увеличить доходы казны более чем на 3 триллиона рублей.

Кроме того, необходимо повысить эффективность работы Федеральной таможенной службы (ФТС). Поступления от Таможни составляют около 50% доходов ФБ РФ. Вместе с тем таможня дает половину от того, что должна давать. Основные потери связаны с контрабандой и продажей продукции за рубеж своим фирмам по заниженной цене; а те продают ее по рыночной цене. Это легко выявить с помощью «зеркальной статистики», суть которой состоит в том, что сравнивается информация продавца и покупателя о проданном и полученном товаре. Меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды и в борьбе с коррупцией очень простые: Федеральная таможенная служба с применением «зеркальной статистики» должна обосновывать и подтверждать документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами.

[1] О состоянии рынка нефти в 2016 году, Росстат,http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/38.htm

[2]Динамика цены нефти «Брент» в 2016 году

https://www.calc.ru/dinamika-Brent.html?date=2016

[3] Ученые РАН придумали способ увеличить доходы бюджета на 2,5 трлн руб., РБК, 30 июля 2015 г.

https://www.rbc.ru/economics/30/07/2015/55ba381e9a79470e2badecf7

[5] Наследство СССР рассовали по офшорам, Комсомольская правда, 23 сентября 2017 г. https://www.kuban.kp.ru/daily/26735.7/3761921/

[7] В.Л. Иноземцев, «Почему санкции не самое страшное», Газета.Ру, 1 августа 2017 года

https://gazeta.ru/column/vladislav_inozemcev/10812860.shtml


Шаг 2. Снизить вопиющее социальное неравенство и нищету

России присудили первое место в рейтинге наиболее неравномерных экономик мира. 1% населения РФ владеет 74,5% благосостояния страны... Четвертый год подряд падают реальные доходы населения. В 2016 году 19,6 млн. чел. имели доходы ниже прожиточного минимума.

В.М. Симчера, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки

М.Д. Абрамов, к.т.н., президент ЭАЦ «Модернизация»

Десять шагов к достойной жизни. Это много или мало?

В переводе с деклараций на язык конкретных рекомендаций и цифр это означает:

Шаг 2. Снизить вопиющее социальное неравенство и нищету.

Несколько международных аналитических центров объявили, что именно Россия лидирует в списке самых неравных экономик в мире.[1] Консалтинговая компания New World Wealth ранее подсчитала, что в РФ почти две трети (62%) благосостояния находится в распоряжении долларовых миллионеров, более четверти (26%) – у миллиардеров. И по экспертным оценкам, это худший результат среди основных экономик мира.

Специалисты Credit Suisse тоже присудили России первое место в рейтинге наиболее неравномерных экономик мира. По их подсчетам, 1% населения РФ владеет 74,5% благосостояния страны. На втором месте была Индия, где в руках 1% жителей находилось 58,4% богатства страны, на третьем Таиланд – 58%.

Однако вне зависимости от того, как оценивать положение России в глобальных рейтингах, сама тенденция в стране негативная. Если брать продолжительный промежуток времени, то видно, что в России нарастает социальное неравенство. Так, в 2000-м коэффициент Джини в РФ был на уровне 0,395, а в 2015-м уже 0,412 по Росстату.

Растет и коэффициент фондов, который указывает на соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Если в 2000 году разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан составлял в России 13,9 раза, то в 2015-м уже 15,6 раза. Такие данные дает Росстат. По мнению экспертов, коэффициент фондов в России сегодня равен не менее 25.

Четвертый год подряд падают реальные доходы населения. В 2016 году 19,6 млн. чел. имели доходы ниже прожиточного минимума.

Россия – одна из немногих стран с «плоской» шкалой подоходного налога (13%) и отсутствием необлагаемого налогом минимального дохода. Между тем, расчеты показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала подоходного налога, то ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности[2]. Объяснение – очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые хранят свои средства за рубежом, тратят их там же на недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.) или развивают там бизнес, что также не способствует российскому производству и росту ВВП.

Именно прогрессивная шкала позволяет перераспределять доходы наиболее оптимальным образом и за счет собранных налогов обеспечивать достойные зарплаты бюджетникам: учителям, врачам, работникам культуры, военным и др. Например, в США подоходный доход составляет почти половину бюджета, а у нас – около 10%. Сегодня в США максимальная ставка 39,6% с годового дохода свыше 400 тыс. долл. Заметим, что с 1951 по 1964 год максимальная ставка налога с доходов в США была равна 91%. В Китае максимальная ставка 45% с годового дохода около 1 млн. руб. в переводе по курсу ЦБ. Все страны, добившиеся успехов в экономике, а также страны БРИКС (кроме России) применяют прогрессивную шкалу.

Плоская шкала хороша там, где нет избыточного неравенства. Применяют ее и там, где власти отдают приоритет интересам богатого меньшинства перед интересами страны и имеют возможность морочить головы своим гражданам.

При малых и средних доходах физических лиц налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России существенно выше, чем в развитых странах. Например, необлагаемый налогом доход одиночки в Германии составлял в 2016 году в переводе на рубли 46 тыс. руб./мес., в США – 45 тыс. руб./мес., во Франции – 32 тыс. руб./мес., в Китае – 35 тыс. руб./мес. По данным ВЦИОМ, в 2016 г. медианная зарплата на руки в России составляла 26,5 тыс. руб., т.е. половина населения получала зарплату больше этой суммы, а половина – меньше. Если бы при сегодняшних зарплатах в России была французская или китайская шкала, то от налога были бы освобождены 60% населения; а если бы немецкая или США – 70-80%.

Единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13% установлена гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. До этого действовали три ставки, которые применялись в зависимости от размера совокупного дохода. Ставка 13% действует и в настоящее время, и что-то менять правительство не собирается. Например, 13 января 2017 г. глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин на Гайдаровском форуме заявил:[3]«Серьезного изменения налогообложения для физических лиц не предполагается. Прогрессивная шкала НДФЛ в министерстве не обсуждается».

Сторонники «плоской» шкалы утверждают, что ее введение дало положительный эффект для бюджета. Но есть и другие мнения.

Мнение Счетной палаты РФ: «Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы отчислений от единого социального налога не оказало существенного влияния на легализацию не облагаемых ранее налогом доходов. Так, с 2001 г. по 2003 г. поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличились в 1,8 раза. Денежные доходы населения в этот период возросли в 1,8 раза, начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника – в 1,9 раза… Целесообразно вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц, установить ставки подоходного налога, возлагающие повышенную налоговую нагрузку на крупные доходы»[4].

Мнение Всероссийского центра уровня жизни: «При введении в 2001 г. одного из самых низких в мире уровней налогообложения личных доходов по ставке, не зависимой от их размеров, высказывались доводы об ожидаемом расширении налогооблагаемой базы за счет вытаскивания на «свет» денежных доходов состоятельных и богатых налогоплательщиков и, как следствие этого, увеличении доходов казны. Оказалось, что эти доводы не выдерживают испытания практикой. Абсолютный прирост сумм налога произошел, но не в связи с принятием единой ставки. Он обусловлен введением в этот период налогообложения доходов военных, сотрудников милиции и ряда других категорий населения. Что же касается влияния плоской шкалы на легализацию «черных» доходов, то этого не происходит. Те, кто не платил по ставке 60% в 1992 г., 35% в 1997-1998 гг., 20-30% в 1999-2000 гг., не платят со всех сумм доходов и по ставке 13%. Между тем в других странах состоятельные граждане сполна платят и по более высоким ставкам, достигающим 70%...».[5]

Совершенствование подоходного налога и связанная с ним реформа оплаты труда – одно из обязательных направлений промышленной политики. При этом, по мнению ученых Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, «необходимой предпосылкой является осознание того, что рыночная реформа заработной платы и сопутствующие ей изменения – это не борьба с бедностью, а борьба за эффективность производства».[6]

Мы предлагаем для России прогрессивную шкалу со следующими ставками:

Годовой доход, руб.

Ставка налога

до 240.000 (20 тыс. руб./мес.)

0%

свыше 240.000 до 3.000.000 (250 тыс. руб./мес.)

13%

свыше 3.000.000 до 12.000.000 (1 млн. руб./мес.)

30%

свыше 12.000.000 млн. руб.

50%

Предлагаемая шкала почти не затронет средний класс. При этом половина населения будет освобождена от уплаты налога. Увеличение налоговой нагрузки почувствуют 2-3% населения. При этом доходы бюджета вырастут на 1,5-2,0 трлн. руб.

Одновременно с введением прогрессивной шкалы НДФЛ необходимо обеспечить эффективное администрирование этого налога и навести элементарный порядок с оценкой труда служащих предприятий с государственным участием. Например, можно принять закон, согласно которому доход руководителей предприятия не может превышать средний доход по предприятию больше, чем в 5-10 раз.

Вместе с тем следует согласиться, что администрирование налогообложения при плоской шкале намного проще, чем при прогрессивной шкале.

В качестве промежуточного варианта, который следует рассматривать лишь как первый этап к переходу к прогрессивной шкале, можно предложить «плоскую» шкалу подоходного налога (НДФЛ) со ставкой, например, 20% с одновременным введением не облагаемого налогом дохода 20 тыс. руб. в месяц. При такой «плоской» шкале доля налога в доходе не превысит 13% при зарплате до 57 142 руб. в месяц, а при 27 000 (средняя зарплата в России в 2016 г.) – доля налога в зарплате составит 5,2%. При этом уменьшение налоговой нагрузки и рост доходов почувствует абсолютное большинство населения России.

Недостатком предлагаемого варианта может стать существенное снижение налоговых поступлений в бюджеты местных властей бедных регионов, для которых именно подоходный налог является бюджетообразующим и формируется в основном за счет налогов с низкооплачиваемых граждан.

Одним из способов решения проблемы могла бы стать передача местным бюджетам части поступлений налога на добавленную стоимость. Помимо того, что эта мера помогла бы компенсировать потери, связанные с предлагаемым реформированием подоходного налога, она повысила бы заинтересованность местных властей в увеличении добавленной стоимости в регионе и в соответствующем росте производства.

[1] Россия признана страной неравных возможностей, Независимая газета, 17.01.2017

[2] А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирута, Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи, ИСЭПН РАН, М., 2009

[3] Серьезного изменения налогообложения для физлиц после 2018 года не произойдет – Орешкин, http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/sereznogo-izmeneniya-nal...

[4] Аналитическая записка о проблемах налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации и предложениях по его совершенствованию // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2004. N 8(80).

[5] Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Канаев И.М., Поспелова Е.Б. Налогообложение семейного дохода на основе потребительских бюджетов. — М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2006.

[6] Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007 — 2030 гг. — М.: Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН, 2007.


Шаг 3. Реформировать НДС

НДС касается всех. В цену покупаемых нами товаров входит налог на добавленную стоимость (НДС); для одних товаров – 18%, для других – 10%. В одних магазинах НДС указывают в чеке, в других – не указывают, но в цене он все равно есть.

В.М. Симчера, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки

М.Д. Абрамов, к.т.н., президент ЭАЦ «Модернизация»

Десять шагов к достойной жизни. Это много или мало?

В переводе с деклараций на язык конкретных рекомендаций и цифр это означает:

Шаг 3. Коренным образом реформировать НДС.

НДС касается всех. В цену покупаемых нами товаров входит налог на добавленную стоимость (НДС); для одних товаров – 18%, для других – 10%. В одних магазинах НДС указывают в чеке, в других – не указывают, но в цене он все равно есть. Индивидуальные предприниматели и предприниматели, работающие на Упрощенной системе налогообложения (УСН), НДС не платят, но в цене покупаемых ими товаров НДС есть и переходит в цену их продукции.

НДС – самый проблемный налог в России. Вместе с тем, НДС – один из основных источников доходов бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб. или 32% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога. Основная ставка НДС – 18%. Некоторые виды продукции облагаются по ставке 10%, а некоторые – 0%. Экспорт НДС не облагается. Парадокс, но, согласно Налоговому кодексу, налоговой базой налога на добавленную стоимость является не добавленная стоимость, а стоимость реализованной продукции. Еще один парадокс – НДС взимают с авансов, т.е. когда добавленная стоимость еще не создана. Третий парадокс – показателя «добавленная стоимость» и его определения вообще нет в Налоговом Кодексе.

Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Половина осужденных предпринимателей сидят из-за НДС.

Анализ собираемости НДС показал, что при номинале 18% реальная эффективная ставка НДС в 2015 году не превышала 4,28%. Расчет простой: сумму собранного НДС, указанную ФНС в Форме 1-НОМ, делим на добавленную стоимость облагаемой НДС продукции, указанную Росстатом, и получаем собираемость НДС менее 30%. Кто-то скажет, что так считать нельзя. Но собираемость НДС 22,1% получена на примере анализа реальных отчетных данных одной из областных налоговых инспекций России.

Данные[1] министра финансов А. Силуанова о собираемости НДС 94% явно преувеличены. В Европейском союзе собираемость НДС не превышает 75-80%.

Но одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить». Если обеспечить среднеевропейскую собираемость налогов, российская экономика получит большие проблемы.

Эти проблемы создает Федеральная налоговая служба. «Она с каждым годом работает эффективней – растет собираемость налогов, растет уровень автоматизации, растут риски для тех, кто уклоняется от уплаты налогов. В частности, налоговой службой создана Система АСК НДС-2, которая позволяет выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости и автоматически пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога. По данным ФНС, за период действия системы, количество фиктивных компаний сократилось более, чем в два раза, а количество случаев заявления возмещения НДС высокорисковыми организациями – почти в 15 раз. По оценке Налоговой службы, благодаря АСК НДС-2 за семь месяцев 2017 года в бюджет дополнительно поступило НДС на сумму 93 млрд рублей».[2]

Но чем эффективней работает ФНС, тем интенсивней разрушается экономика России.

По данным экспертов Высшей школы экономики, «в настоящий момент 10% работающих в России предприятий находятся в предбанкротном состоянии… Доля абсолютно благополучных промышленных компаний в стране – не более 12-14%. Многие из этих предприятий в той или иной степени аффилированы с государством… Несмотря на то, что формально налоги не повышаются, на деле сборы с бизнеса растут… Несмотря на падение прибылей в целом по экономике на 10,9% за первое полугодие 2017 г., ФНС отчиталась о росте сборов в бюджет на треть».[3]

По данным экспертов ЦМАКП, «по состоянию на январь 2017 года, в течение последних 20 месяцев ежемесячно банкротится от 1000 до 1050 предприятий».[4]

Ни это ли результат повышения эффективности ФНС?

Прежде чем «закручивать гайки» и повышать или вводить новые налоги, необходимо разработать современную систему налогообложения и, в частности, оптимизировать ставки налогов до разумного уровня и улучшить налоговое администрирование. Налоги должны быть минимальными, а их собираемость – максимальной.

Интересен опыт США и Китая.

В США нет НДС. Но в 2007 году там был опубликован Доклад Управления налоговой политики Министерства Финансов США «Стратегия США в сфере налогообложения бизнеса в 21 веке».[5] По мнению правительства США, «американцы заслуживают, чтобы налоговая система в их стране была простой, справедливой и способствующей экономическому росту, и процветанию, – в полной гармонии с привычным динамизмом в их экономической жизни». Авторы исследования на основе мирового опыта, вместо применяемого в других странах НДС и Налога на прибыль предлагают ввести Налог на деловую активность – Business activities Tax – BAT (БАТ) с расширенной базой обложения и представляющий собой тип налога на потребление. В докладе сказано: «БАТ – это налог на товары и услуги, проданные потребителям. Налоговая база БАТ равна валовой выручке предприятия от продажи всех товаров и услуг, минус расходы на закупки товаров и услуг (включая и закупки основных средств) от других бизнесов. Для экономики в целом, налоговая база БАТ – это продажи реальных товаров и услуг потребителям, поскольку продажи, реализуемые между бизнесами (В-to-В) вычитаются из налоговой базы этого налога. В целом, БАТ подобен НДС, применяемому многими странами мира. Однако, НДС в этих странах основан на методе «зачета по фактурам». В отличие от этого, исчисление БАТ основано на методе «вычета» (исключения). БАТ будет взиматься по ставке примерно 5%-6% и будет давать поступления, равные тем, которые приносят сейчас все действующие в США бизнес-налоги». Конец цитаты.

Сумма БАТ, подлежащего уплате, полностью определяется величиной созданной предприятием добавленной стоимости и не зависит от действий его поставщиков и партнеров. По мнению авторов Доклада, введение БАТ позволит увеличить экономический рост в США ориентировочно на 2,0%-2,5%.

В Китае доходы от сбора НДС составляют свыше 60% доходов от всех взимаемых налогов. Этот налог относится к государственным налогам, взимаемым на государственном уровне налоговыми органами. 75% от дохода по сбору НДС отходит к доходам центрального бюджета и 25% относится к местным доходам. НДС, взимаемый при импорте, относится к ведению таможенных органов. Доход от его сбора отходит целиком в центральный бюджет. Основная ставка НДС – 17%, пониженная ставка для некоторых видов товаров – 13%, для некоторых видов услуг и экспорта 0%. Ставки возврата НДС экспортерам колеблются от 0% до 17% в зависимости от заинтересованности государства в стимулировании тех или иных отраслей промышленности.

Китай использует различные стратегии, чтобы «охладить» рост экспорта и увеличить оборот внутреннего рынка. В последние годы Китай ведет целенаправленную политику по ограничению и даже отмене возврата НДС за экспорт многих видов продукции. По сообщению Mysteel.net[6], начиная с 01.07.2007 Китай отменил возврат НДС на экспорт 533 товаров.

В последние годы Правительство Китая стало все активнее прибегать к использованию тарифных рычагов в борьбе с нерациональным экспортом редких металлов. Последним шагом в данном направлении стало решение ввести с 01.06.2007 временный тариф в размере 15% на экспорт руд вольфрама, молибдена и редкоземельных металлов, а также тарифы в размере 5-15% на экспорт редкоземельных металлов и некоторой другой продукции.[7]

Наши рекомендации по совершенствованию НДС по существу совпадают с предложениями США. Мы предлагаем ввести показатель «добавленная стоимость» в качестве налоговой базы НДС и основного отчетного показателя деятельности предприятия. Парадокс – президент нас призывает обеспечить рост добавленной стоимости, а такого показателя среди отчетных показателей нет. Добавленная стоимость в расчетном периоде, (как и для БАТ в отчете США), равна валовой выручке предприятия от продажи всех товаров и услуг, минус расходы на закупки товаров и услуг (включая и закупки основных средств) от других бизнесов. Мы предлагаем установить единую ставку НДС, равную 8%; сократить число льгот по НДС; НДС к уплате считать «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; по опыту Китая отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья; 50% НДС оставлять регионам, что компенсирует им потери при введении предлагаемого нами необлагаемого подоходным налогом минимума в 20 тыс. руб./мес. (см. выше).

Реализация мер совершенствования НДС улучшит предпринимательский климат – упростится администрирование, снизится налоговая нагрузка на предприятие и ему будет безразлично, является ли плательщиком НДС его поставщик и насколько честно тот платит НДС в бюджет. Кроме того, будут снижены розничные цены, сократится число дотационных регионов, повысится собираемость НДС с 30% до 90% и бюджет получит дополнительно от 2,0 до 2,5 трлн. руб. ежегодно.

[1] «Силуанов пообещал «непопулярные решения» по налогам», РБК, 2014 https://www.rbc.ru/economics/14/07/2014/57041f409a794760d3d3...

[2] Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2017 года, https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6972617/

[3] ВШЭ: Каждый десятый завод в России находится на грани банкротства, 01.09.2017, http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/vshe-kazhdy-desyaty-zavo...

[4] Банкротства юридических лиц в России: основные тенденции, I квартал 2017, ЦМАКП, 2017,http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/PROM/2017/Bnkrpc-1-17.pdf

[5] «Approaches to Improve the Competitiveness of the U.S. Business Tax System for the 21st Century», Office of Tax Policy U.S. Department of the Treasury December 20, 2007. Перевод отрывков доклада на русский язык выполнен В.А. Кашиным, д.э.н., государственным советником налоговой службы II ранга.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх