На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 886 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

Экономика и гонка вооружений

Россия ввиду даже только геополитических факторов обречена на значительные оборонные расходы. Хорошего в этом мало, но это реальность, с которой требуется считаться

Гонка вооружений — новая старая реальность сегодняшнего дня. «Новая» — потому что до недавних пор ее не было. «Старая» — потому что во времена Советского Союза она уже была. И вряд ли стоит принимать на веру сегодняшние слова властей о том, что Россия не собирается ввязываться в новую гонку вооружений. Да их и невозможно принять на веру, потому что реальность такова, что Россия уже в гонке вооружений, ярким свидетельством чему явились прошлогоднее и нынешнее президентские послания Федеральному Собранию.

Так что слова — это одно, а дела — это совсем другое. Мы — уже в гонке вооружений, и это факт.

Заметьте, я не говорю, что это наша вина. Кто виноват в том, что Россия уже в гонке вооружений — это другой вопрос. Важный, безусловно, вопрос, но другой. Нам важно понять, выдержит ли российская экономика эту гонку вооружений.

Что вообще такое — расходы на оборону для национальной экономики? В 2019 году эти расходы складываются из нескольких позиций: расходы на персонал, боевую подготовку, материальное обеспечение и пр. — 1474 млрд рублей; закупки вооружений — 1022 млрд рублей; НИОКР — 296 млрд рублей, ремонт — 122 млрд рублей. Итого: 2914 млрд рублей, или почти 3 трлн рублей. Это, кстати, меньше, чем в рекордном по военным расходам 2016 году, когда потратили почти 3,8 трлн рублей. Планируется, что в 2020—2021 годах расходы военного ведомства будут расти, вновь превысив 3 трлн рублей.

Кто-нибудь скажет: ну, видите же, сегодня оборонные расходы даже не на рекордном уровне, и нечего пугать новой гонкой вооружений. Да, в 2013—2016 годах было резкое наращивание военных расходов, потом немного отступили, но сейчас-то вновь тенденция увеличения есть, и в контексте последних заявлений очевидно, что она будет только усиливаться.

Сторонники полезности гонки вооружений для России скажут, даже если они вынужденно согласятся в том, что она уже есть, что экономика России, судя по ее показателям, от всего этого не пострадала. Предвижу, что даже могут сослаться в своей аргументации на последние данные Росстата, которые говорят о рекордном за последние несколько лет росте ВВП России в 2018 году в 2,3%. Оставлю на совести официальных органов эту цифру — 2,3% роста.

И все-таки вопрос: если экономика растет, профицит федерального бюджета зашкаливает, военные расходы не являются обременительными, то почему решили повысить пенсионный возраст, ввести налог на самозанятых, увеличить ставку налога на добавленную стоимость с 18% до 20% и сделать много-много других подобных вещей? Нет ответа, не слышно его сверху. Тогда придется самим его находить.

У меня есть версия ответа. Одна из причин — это как раз наращивание военных расходов. Почему так происходит — давайте попытаемся разобраться на условном примере. Вот, смотрите, можно разработать и произвести новый танк, а можно — новый трактор. И в первом, и во втором случае определенный стимул для развития экономики будет, потому что средства будут тратиться на сырье и материалы, на выплату заработной платы и пр. То есть новая добавленная стоимость будет производиться и при производстве трактора, и при производстве танка. Произвели, что дальше? Дальше трактор начинает производить новую добавленную стоимость, так как его используют, он работает, он приносит тот самый вожделенный прибавочный продукт (по К. Марксу). Что с танком? — А ничего. Ну, конечно, не совсем ничего, его обслуживают, на нем учения проводят. Но с точки зрения производства новой добавленной стоимости танк становится просто ничто по сравнению с трактором.

А если еще вспомнить, что на производство танка в отличие от трактора были потрачены бюджетные деньги, которые могли бы быть израсходованы на социальные нужды, разница между танком и трактором становится еще более ощутимой. Да, конечно, танк можно продать за границу и выручить за него немалые деньги, но подавляющий объем продукции ВПК все-таки остается внутри страны, и это необходимо учитывать. Поэтому что бы там ни говорили, какие бы выгоды от наращивания военных расходов нам ни сулили, это не подтверждается ни теоретически (танк-трактор), ни практически (падение реальных располагаемых денежных доходов населения при растущей экономике).

Россия ввиду даже только геополитических факторов обречена на значительные оборонные расходы. Хорошего в этом, как было показано выше, мало, но это реальность, с которой требуется считаться. Но одно дело вынужденно поддерживать этот высокий необходимый уровень, и другое дело поднимать его, питая надежды, что нам любой уровень расходов по силам. Экономика уже не выдерживает (кому нужны проценты роста ВВП при падении реальных доходов населения). Кстати, реальные пенсии в России в 2018 году тоже упали — на 1%. А ведь впереди еще новое усиление антироссийских санкций, весьма вероятное снижение мировых цен на нефть и пр.

Игорь Николаев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх