На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 886 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

Про дураков

Дурак - это звучит гордо

Удивительно, почему слово «дурак» считается оскорблением, а сама тема дураков обходится стыдливым молчанием - её, как и секс, считается неприличным обсуждать публично. Есть только два распространённых варианта упоминания дураков: либо в уничижительно-оскорбительном ключе (дома, в курилке, в кругу друзей), либо в сказках, в качестве мифологизированных и почти всемогущих героев. Ни один из этих подходов не даёт ни малейшего представления о том, кто такие на самом деле дураки, какую роль играют в нашей жизни и что с ними делать. Долой ложный стыд, давайте разбираться по существу.

Начнём с того, что быть дураком, в принципе, неплохо и пословица «дуракам - счастье» придумана не зря. Дурак - это вовсе не инвалид, чем-то обделенный. Он гораздо нормальнее нас с вами, как минимум потому, что дураков в любом обществе - подавляющее большинство.

Слепая вера

Ключевое отличие дурака от умного одно: умник понимает, дурак верит. Умник понимает принципы работы различных электронно-лучевых трубок, а дурак верит, что даже перед LCD монитором нужно поставить кактус. Умник знает, как создаются генно-модифицированные сорта растений, а дурак просто верит в то, что ГМО это зло.

Дураки часто верят и в правильные вещи. Верят, что Эйнштейн - великий учёный, хотя не понимают ни одной из его формул. Верят, что человек произошёл от обезьяны, хотя не разбираются в механизмах эволюционных изменений.

Не важно, почему именно дурак не хочет или не может знать и понимать - от лени, отсутствия любопытства или ограниченных способностей. Важно, что он верит, часто перенимая веру по наследству от своих дураков-родителей.

Параллельные миры

Интересно, что все умники живут в одном и том же мире, максимально приближенном к реальному, а дураки могут существовать в субъективной реальности, созданной их воображением. Что-то в этих внутренних вселенных соответствует объективной реальности, а что-то противоречит. Когда противоречие становится слишком сильным, дурак может погибнуть, причём крайне дурацкой смертью - выпив жидкость для очистки стёкол или помочившись на высоковольтный кабель. Когда много дураков верит в какую-либо глупость, погибнуть может целая нация.

«Думать» полезнее для выживания, а «верить» проще и быстрее - то есть эффективнее с точки зрения затрат энергии. Природа любит находить в таких ситуациях интересные компромиссы. Не обошлось без него и в этом случае. Постепенно дураки приспособились использовать интеллектуальный потенциал умников: они выбирают наиболее успешного и следуют его идеям, не вдаваясь в особые рассуждения. Иногда, разумеется, при этом ошибаются и идут за таким же дураком, как и они сами. (Так возникают популистские режимы, обещающие народу золотые горы в кратчайшие сроки, невзирая на реальные экономические проблемы.) Впрочем, прозрение наступает быстро. Ничто так не отрезвляет горячую голову, как голодный желудок.

Дураков будет больше

Окружающий нас мир непрерывно усложняется. Всё меньше остаётся тех, кто может как следует разобраться даже в своей узкой области. Сколько среди семи миллиардов людей тех, кто понимает, как именно Перельман доказал гипотезу Пуанкаре и что из этого следует? Сколько тех, кто разбирается в теории струн? Сколько тех, кто может строить адекватные макроэкономические модели? Единицы, в лучшем случае - десятки. Остальным остаётся только верить. Чем дальше развивается цивилизация, тем больше появляется дураков. Уже сейчас их доля составляет от 90% до 99% и продолжает расти.

Что знает и умеет обычный человек? Читать, писать, считать, пользоваться бытовыми приборами и выполнять несколько простых алгоритмов на работе: обрабатывать что-то на станке, крутить руль, принимать деньги и давать сдачу. У конструкторов, учителей, проектировщиков и других работников интеллектуальных специальностей алгоритмы чуть сложнее, но и там основная работа делается автоматически, неосознанно. Неосознанность становится привычной. 

Всё, что выходит за пределы привычного, становится мифами, стереотипами, верованиями, и предрассудками. В эту область попадают и те предметы, которые затрагивают каждого: экономика и политика.

Любому дураку интересно, что происходит в экономике (будет ли кризис? покупать доллары или продавать? брать кредит или нет?) и политике (что еще запретят? будет ли война с Америкой? кто будет следующим президентом?). И, вместе с тем, уровень бреда именно в этих областях зашкаливает. Этому есть причина.

Полезные дураки

Общество состоит из дураков и существует благодаря им. Дураки выполняют самую трудную, неприятную и опасную работу. Дураки очень полезны. Слово «полезность» означает, что дураков можно (и нужно) использовать, иначе предоставленный сам себе дурак может случайно причинить вред и себе, и окружающим.

Традиционно дураков использовали умники, вкладывая им в голову различные идеи. Начиналось всё с религиозных культов. Умные жрецы объясняли дуракам, что богам (в лице жрецов, разумеется) нужны щедрые дары, иначе они разгневаются. В подтверждение своих слов жрецы приводили природные катаклизмы, объяснить которые иначе дураки были не в состоянии.

Потом был придуман наёмный труд, кредиты, астрология, рынок ценных бумаг, бренды, финансовые пирамиды, платная медицина и ещё миллион способов заставить дураков делиться с умниками частью заработанного своим трудом. До определённого момента всё было хорошо, а потом дураки начинали быстро умнеть и старые способы теряли свою эффективность.

В этой ситуации умники стремились препятствовать этому процессу или хотя бы его затормозить. Воздействовать на способности дураков к обучению и ограничивать их до сих пор сложно технически. Ну не делать же всем лоботомию? Нужен был более удобный способ, и он нашёлся.

Технология околпачивания

Дурак - понятие не абсолютное, а относительное. Почти любой первокурсник сейчас знает больше, чем лучшие из мыслителей древности. Платон и Аристотель по меркам современного общества были бы дураками. Да, у них была тяга к познанию и, попади они в наше время, они начали бы быстро навёрстывать упущенное, жадно поглощая доступную информацию.

И тут в действие вступает механизм одурачивания. Мы живём в информационном потоке небывалой до сих пор интенсивности. В средние века можно было прочесть за жизнь 5-7 книг и считаться разносторонне образованным человеком. Сейчас физически невозможно прочесть всё то, что выпускается даже в очень узких отраслях знания, не говоря уже о популярных темах. Наступило время информационных суррогатов: дайджестов, коротких заметок, мнений «экспертов».

Дополнительную нагрузку на мозг обеспечивает мощный поток информационного фаст-фуда: жареные факты, интимные подробности из жизни звёзд, шокирующие новости, соцсети, «няшные» картинки с котиками, «ржака» на youtube. Информационный голод легко и с удовольствием утоляется, и сил хватает только на потребление простейшей выжимки из наиболее доступных источников информации по самым важным темам. О проверке выводов и исходных данных речь не идёт. Что остаётся? Только верить. Следовательно, оставаться в дураках.

Методы одурачивания непрерывно совершенствуются, включая в себя прямую фальсификацию данных, тенденциозную подачу, намеренное усложнение, неадекватную расстановку приоритетов и акцентов, замалчивание важных фактов. Но всё это возможно только при одном условии - при контроле над источниками информации. Как только кто-то берет информацию под контроль, это верный признак того, что из нас попытаются сделать дураков. Если делают дураков - значит хотят использовать.

Хищники и травоядные

Оболванивание опасно, так как нарушает важный баланс между дураками и умниками. Он очень похож на баланс между хищниками и травоядными, существующий в природе. Если хищники слишком эффективно охотятся на травоядных, то последние быстро исчезают и хищники дохнут от голода. Если травоядные слишком хорошо защищены от хищников, то начинают бесконтрольно размножаться, истощают пастбища и гибнут. Нарушения баланса всегда опасно для обеих сторон.

Америка, например, это общество, в котором дураков не меньше и не больше, чем у нас. Просто отношения между дураками и умниками там лучше организованы. У нас в этом есть серьезные проблемы.

Доминирующее положение умников в обществе складывается постепенно. В стабильной обстановке умники регулярно получают лучшие результаты, чем дураки. Умники становятся востребованными, организации конкурируют за этот ресурс, отбирают и привлекают не только подтвердивших свой статус, но и потенциальных умников - прямо со студенческой скамьи. Быть умником становится престижно, многие хотят ими стать. Система образования играет важную роль «фабрики умников», фильтруя кандидатов через систему экзаменов и обучая тех, кто смог их пройти. Это - норма.

Особый путь

В России за время гегемонии пролетариата были нарушены социальные ориентиры. Быть умником какое-то время было опасно («К стенке буржуев!»), затем - просто непрестижно («Ишь, умный выискался, очки надел!»). После революции действовал отрицательный отбор, огромное количество умников  было физически уничтожено или покинуло страну. Позже даже техническая интеллигенция, максимально удаленная от политики, была дискриминирована - на одном заводе инженер мог получать в разы меньше, чем рабочий. 

Развал социалистической системы по сути стал восстанием умников против дураков, захвативших власть. Умники СССР хотели получить всё то, что имели их собратья в других странах: личную свободу и высокий уровень жизни вместо одинаковой для всех скудной советской пайки. Когда дураки у власти окончательно доконали экономику, умники были, наконец, услышаны широкими массами голодных и недовольных дураков, искавших новых авторитетов, в которых они могли бы поверить. СССР пал.

События, последовавшие за этим, внесли в отношения умников и дураков ещё больше сумятицы. В эпохи перемен, когда ломаются привычные правила, можно либо размышлять, долго принимая решения, либо действовать наобум. Самые толковые из умников оказываются готовы действовать быстро и отхватывают свой кусочек пирога, обычно - самый лакомый. Всё остальное получают деятельные дураки, достаточно глупые, чтобы не заметить возможных проблем. Для 9 из 10 из них это заканчивается провалом, но их настолько больше, чем умников, что это не имеет значения.

Коктейль из дураков

В результате социальных потрясений на вершине пирамиды оказываются не умники, а причудливая смесь из умников и дураков. Умников немного, хотя и устроились они очень хорошо. Дураков больше. Их положение чуть хуже, но тоже вызывает зависть у тех, кто остался не у дел. Возникает иллюзия, что ум не даёт преимуществ в борьбе за ресурсы. Эта иллюзия подкрепляется тем, что небольшие кусочки пирога продолжают отваливаться и попадать (по законам вероятности) преимущественно в руки дураков.

Если исходное соотношение умников и дураков в обществе 1 к 9, и умники способны в три раза лучше дураков бороться за ресурсы (на самом деле - не на столько лучше), то итоговое соотношение умников и дураков в «сливках общества» будет 1 к 3! На одного умника будет приходиться, как минимум, три дурака, которые будут снижать престиж умников в обществе. Зачем учиться, если наверху преимущественно дураки?! Умным людям понятно, что пирог кончился и делить больше нечего, что теперь умники начнут постепенно всплывать наверх, что это будет длиться десятилетиями, но сколько их, этих умников?

Тормоз перестройки

Процесс подъема умников по социальной лестнице замедляется  тем, что нарушена работа ВУЗов, позволявших отделять потенциальных умников от дураков. Любой обеспеченный дурак может с минимальными затратами получить диплом и мимикрировать под умника, если ему это необходимо. Постепенно рынок образования будет цивилизоваться, репутация ВУЗов снова станет чего-то стоить, но произойдет это явно не завтра.

Еще один фактор, который замедляет продвижение умников - острое желание дураков, забравшихся наверх, сохранить свои позиции как можно дольше. Одно из последствий этого - поток идиотских запретительных инициатив и полная блокировка социальных лифтов - дураки окружают себя людьми только из ближнего круга (родственниками и друзьями).

Жаба и гадюка

Понятно, что дурацкие меры дают не самые лучшие результаты. И тут срабатывает ещё один интересный механизм: симбиоз между умниками и дураками, оказавшимися на вершине социальной пирамиды. Дураки делятся с узким кругом умников, которые обеспечивают стабильность положения с помощью контроля судов, избирательной системы и, главное, СМИ. Умникам же гораздо проще извлекать ресурсы из нескольких десятков-сотен дураков, чем из миллионов, поэтому симбиоз оказывается в краткосрочной перспективе выгоден обеим сторонам.

Долго такая закрытая система существовать не может. Её существование тянет общество назад, делая его неконкурентоспособным. Распоряжаются дураки своими ресурсами, естественно, по-дурацки. Могут «отжать» завод, но не производить на нём что-либо, а просто сдавать помещения в аренду. Или производить какую-нибудь жуткую дрянь с убытком, покрывая его за счёт льготных кредитов и государственных субсидий. Или построить что-нибудь ненужное (мост в никуда), заработав на откатах и распилах. Верх мастерства - добывать нефть с помощью иностранных технологий и продавать за рубеж, навариваясь на поставках оборудования, строительстве трубопроводов и откатах за лицензии до такой степени, что сама добыча оказывается рентабельной только при наличии налоговых и таможенных льгот. (То есть остальные дураки не только ничего не получают от эксплуатации недр своей страны, но ещё за это и доплачивают.)

Высасывая соки из экономики, дураки пилят сук, на котором сидят. Благосостояние основной массы дураков, не допущенных к кормушке, рано или поздно дойдёт до того уровня, когда они начнут искать виновных. Какое-то время будут выручать внешние враги (гейропа, пятая колонна, пиндосы, марсиане), но рано или поздно повторится история, которая привела к падению СССР.

Всё будет хорошо!

Теоретически, падение можно отсрочить, подняв новый «железный занавес» - закрыть границы, отключить интернет, посадить диссидентов. Практически, для этого недостаточно финансовых, технических и политических ресурсов: построить новую пограничную инфраструктуру очень дорого, перекрыть все каналы обмена информацией сейчас стало слишком сложно, да и массовые расстрелы мировое сообщество не приветствует.

Ещё какое-то время ситуация будет ухудшаться, а затем наступит перелом. Нужно просто жить, работать и день за днём рассказывать людям правду - и дуракам, и умникам - всем, любыми доступными средствами. Умникам нужно знать, что они не одиноки, а дуракам - что настало время поумнеть. И всё будет хорошо.

 

Вадим Жартун

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх