Политновости

3 921 подписчик

Свежие комментарии

  • вячеслав харченко
    Россия, середины 19 века, 21 век, здесь, так и не наступил.Правительство кон...
  • Марина Панаева
    Тем более,что каждые орден и медалька(как и прибавка за звание у военных и артистов) даёт прибавку к их и так не хил...Правительство кон...
  • вячеслав харченко
    Орденов то щас, превеликое множество, тёте Вале, Андрея дали, с лентой ,небось, как во времена Салтыкова-Щедрина, ка...Правительство кон...

О ЧЕТЫРЁХДНЕВНОЙ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛЕ - продолжение

Уменьшение часов работы непременно скажется на качестве труда. В том смысле, что оно ещё понизится.

По меркам развитых стран качество труда у нас никогда не было особенно высоким. Ближайшая причина – торопливая форсированная индустриализация. Это если говорить о ХХ веке.

Если же посмотреть вглубь истории, то русскому народу всегда приходилось действовать по принципу «быть бы живу», не слишком обращая внимание на мастерство и качество. Были отдельные выдающиеся умельцы, способные «блоху подковать», но – как исключение; общий уровень был посредственный. В.О. Ключевский писал: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много».

Ему вторил юрист и философ Иван Ильин, рассуждавший о том, что будет, когда Россия начнёт преодолевать революционный раздрай. «Россия будет голодать по знающим и работоспособным людям на всех поприщах: от бухгалтерии до медицины, от агрономии до профессуры...» Характерно заглавие статьи 1928 г.

- "Спасение в качестве". 

 

Большевики это понимали. Не случайно фигура специалиста, умельца, знатока была важнейшей, ключевой. Даже выпускников вузов официально именовали «молодые специалисты», хотя специалистами они на момент выпуска были лишь в потенции. Чтобы стать подлинными специалистами, надо начинать работать – интенсивно и серьёзно. Как бы это ни было отвратительно нынешним «креативщикам» и даже оскорбительно для их творческого сознания, главное в становлении профессионала – это количество  отработанных часов. Давно установлено: 10 000 часов работы по специальности создают специалиста. Это пять лет полновесной работы на полный рабочий день. Всякое уменьшение числа отработанных часов, размазывание их по времени – уменьшает шанс стать подлинным профессионалом. «Ну, пускай он станет им не через пять лет, а через шесть!» - скажет какой-нибудь любитель непринуждённо-расслабленной жизни. К сожалению, так не получается. Чем интенсивнее труд – тем больше шансов на успех.

Трёхдневный перерыв в работе будет поневоле откатывать назад приобретённые навыки. Вспомните, как после отпуска словно не понимаешь: где я и что я? Приходится несколько дней врабатываться.

Впрочем, все эти рассуждения исходят из предположения, что человек имеет или стремится получить какую-то профессию. Но сегодня в ходу радикальный взгляд на труд. Профессия на всю жизнь – это вчерашний день. Сегодня надо оптимистическим стрекозлом скакать с места на место, приобретать новый опыт, приносить свой старый опыт на новое место и креативить, креативить, креативить. Этому и Греф учит молодёжь: главное – быть энергичными и трансформировать ситуацию, а профессия – что в ней? Вчерашний день, ностальгия пенсов-нищебродов. В результате возникают специалисты разве что по селф-промоушену да писанию резюме. А делать что-то определённое, да ещё со сносным качеством – это увольте.

Мы видим певцов, и даже известных, категорически не умеющих петь, художников, не умеющих рисовать, журналистов, владеющих словом так, будто русский язык для них - третий иностранный. А скольких «специалистов» разных профилей мы не видим, поскольку они не фигуряют на публике, но их косорукая неумелость сквозит во всём, что мы видим вокруг.

Мы присутствуем при колоссальном упадке умелости во всех сферах – от преподавания в начальных классах до государственного управления. Кстати, о начальных классах. Моя бабушка получала класс из сорока послевоенных мальчишек (она работала в мужской школе), не знающих букв. Через полгода они читали книжки. Сегодняшние учителя требуют от приходящих в школу первоклассников умения читать и чуть не писать – и всё равно, говорят, до советской школы нам далеко. Этот маленький пример демонстрирует разницу между умелостью и неумением.

В странах, с которых мы пытаемся брать пример, возможно, феномен профессии – устарел и не нужен (хотя я, по правде сказать, в это не верю). Может быть, при надобности к ним приедут какие-то умелые гастарбайтеры и всё уладят. Что нам заботиться о них? Нам о себе подумать надо. А нам нужны умельцы-профессионалы в самых разных областях. А чтоб стать умельцем – надо работать. Много и всерьёз. Это для нас вопрос национального выживания.

И ещё одна идейка, которую протаскивают в связи с четырёхдневной рабочей неделей. Маркс когда-то писал, что свободное время – это пространство для развития личности. К несчастью, правильно распорядиться этим ресурсом могут редкостные люди, а массовый человек использует его больше для деградации, чем для развития. Ещё в начале ХХ века Лев Толстой с горечью заметил, что уменьшение часов труда приводит лишь к увеличению времени, проводимого трудящимися в кабаках. (Статья «Рабство нашего времени»). Так что за работу, товарищи! Только вот нет её, работы…

 

domestic_lynx

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх