На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 887 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

Сильная экономика с бедными гражданами

Дмитрий Медведев обозначил приоритеты развития народного хозяйства на ближайшие годы

Несмотря на принятые правительством меры, жизненный уровень россиян упал. В дальнейшем нашу экономику ждут не только сильные потрясения, но и структурная перестройка. Об этом написал премьер-министр Дмитрий Медведев в статье «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики», опубликованной в журнале «Вопросы экономики».

Статья появилась в научном журнале и претендует на комплексный анализ состояния экономики за последние несколько лет и ее перспективы в будущем.

Начинается статья с констатации больших изменений, происходящих в мире. По мнению премьера, новые времена привели к новой реальности. В частности, появление глобального финансового рынка, где огромные суммы денег могут перемещаться из одной точки планеты в другую мгновенно, сочетается с низким контролем за функционированием этого рынка. Много говорится про мировой кризис 2008 года, который ударил и по России.

При этом признается, что «главным фактором низких темпов являются структурные проблемы российской экономики, обострение которых стало результатом наложения двух обстоятельств. С одной стороны, это сам глобальный кризис, обусловивший новые, системные вызовы. С другой — исчерпание модели экономического роста 2000-х годов — по сути, восстановительной модели, основанной на вовлечении в производство незадействованных мощностей и рабочей силы, а также на быстрорастущем внешнем спросе на российские сырьевые товары». Медведев замечает, что «существенное снижение темпов роста началось задолго до падения цен на нефть и введения антироссийских санкций».

При этом приводится интересный график, на котором видно различие между ростом потребления домашних хозяйств за последние годы и ростом национальной экономики. Одновременно на графике можно заметить, что сегодня размер ВВП фактически находится на уровне 1990 года. Правда, из этого в статье не делается никаких выводов. Видимо, обидно признавать, что четверть века были фактически потерянным временем. Ведь весь мир в это время не стоял на месте, а активно развивался.

Если взять прогнозы Минфина на ближайшие годы, то стагнация продолжится, и мы потеряем времени еще больше.

Как изменить ситуацию? Глава российского правительства предлагает по-настоящему амбициозные планы. Во-первых, необходимо больше вкладывать в инфраструктуру развития. «Нужны инвестиции — частные и государственные, внутренние и внешние. Инвестиции в настоящее время должны стать драйвером экономического роста — более важным, чем рост потребления и экспортный спрос. Выход России на траекторию устойчивого роста требует существенно повысить долю инвестиций — с нынешних 20% ВВП до по крайней мере 24%», — замечает Медведев.

При этом, как пишет глава кабинета министров, необходимо в бюджетной политике ориентироваться на вложения в человека: развивать образование, здравоохранение, повышать продолжительность жизни граждан.

Одновременно следует сделать более эффективным и менее затратным государственный аппарат. Конечно, необходимо отказаться от дорогостоящих, но не сулящих выгоды проектов, повысить устойчивость региональных и местных бюджетов.

Как отмечает Дмитрий Медведев, всё это невозможно без структурных реформ, ухода экономики от сырьевой зависимости и развития малого бизнеса.

 

«Сложность задач, которые необходимо решить, масштаб вызовов, на которые нужно ответить, особенно в условиях ограниченных ресурсов, требуют от правительства очень точных действий. У нас нет возможности экспериментировать или просто ошибиться. Все принимаемые решения должны быть максимально эффективными», — заключает премьер…

Но удастся ли задуманное реализовать на практике? Разговоров о модернизации в последние годы было много. Что-то удалось сделать, но в целом нынешний кризис больно ударил по нашим гражданам. Это признает и сам Медведев.

Тем более, возникает некий диссонанс между стратегическими целями, обозначенными президентом и главой правительства, и конкретными предложениями министерств. Скажем, недавно Минфин предложил не индексировать три года пенсии работающим пенсионерам. Сейчас, спустя всего две недели, правительство предлагает по 2019 год повышать тарифы на услуги ЖКХ на уровень инфляции. Но всё это может привести только к ухудшению жизни людей. Не говоря о том, что поднятие тарифов само по себе сильно разгоняет инфляцию. И наверняка проект бюджета на следующий год, который будет скоро рассматривать новая Государственная Дума, тоже будет строиться по принципу урезания расходов и экономии на социальной сфере…

— На мой взгляд, системности не просматривается даже в правительственных заявлениях. А о системности политики говорить еще сложнее, — отмечает заведующий кафедрой экономической теории МГУ Андрей Колганов.

— Нельзя сказать, что наша экономика «разорвана в клочья», она просто стагнирует. Жизненный уровень людей упал, занятость не в очень блестящем положении, внутренний спрос сократился. В целом, ничего хорошего не видим. Экономика наша не развалилась, но работает на крайне низком уровне.

Нам нужен более эффективный государственный аппарат. Не в том смысле, что не хватает специалистов, они есть, просто нужна большая ответственность чиновников за достижение поставленных целей.

Необходимо изменить структуру доходов бюджета. Надо увеличить налогообложение сверхвысоких личных доходов и предоставить налоговые льготы тем предпринимателям, что занимаются модернизацией производства. Надо менять и денежно-кредитную политику, увеличить уровень монетизации экономики. Для этого нужно создать специальные институты развития, которые бы канализировали финансовые потоки на цели модернизации.

Все эти меры связаны между собой. Без ответственного правительства невозможно ни эффективное налогообложение, ни создание институтов развития.

«СП»: — Премьер обращает внимание на то, что во многих странах стагнация, мир становится другим, и Россия не исключение.

— Конечно, мир изменился. Создание глобального финансового рынка ослабляет регулирование национальной экономики. Направления международных финансовых потоков могут в значительной степени подрывать государственные усилия. Но это не значит, что у правительства нет никаких инструментов, а старые механизмы перестали работать.

Условия изменились, но это вовсе не значит, что мы должны отказываться от проведения системной политики. Дескать, мир изменился, и мы можем заниматься только регулированием инфляции, а более нас ни на что не хватит.

Если мы обратим внимание на Китай, то там активно проводится государственная политика. Китайцы справляются с тем, чтобы строить национальную экономику в независимости от мирового рынка. Хотя, конечно, мировой рынок влияет на Китай очень сильно. Так что возможности в России тоже есть.

— Все результаты, которые получают управленческие структуры, зависят не только от внешних факторов, но и от профессионализма кадров, — считает советник ректората Государственного университета управления, заместитель председателя ассоциации «Аналитика» профессор Александр Турчинов.

— Проблемы экономики напрямую связаны с кадрами. Президент подчеркнул, что нельзя проводить реформы за счет ухудшения жизни граждан. Есть претензии именно к кадровому составу. Причем не только высших эшелонов власти, но также средних и нижних «этажей». Многое кроется в том кадровом составе, который сегодня существует.

Я не хочу сказать, что кадры плохие. Просто есть люди, зацикленные на определенных методах. Они считают, что старые способы могут дать положительный результат, а потому не сворачивают ни в ту, ни в другую сторону. Но жизнь настолько многомерна, что представления управленцев давно устарели. Проблема в кадрах на уровне подготовки и принятия решений.

Нельзя всё сваливать на внешние обстоятельства. Разве нельзя было предположить, что наступят обстоятельства, когда мы будем проводить свою независимую политику? Нельзя же рассчитывать вечно на благоприятную ситуацию вокруг.

Мы видим провал аналитики. Значит, опять всё упирается в профессионализм кадров. Кстати, и Советский Союз во многом проиграл потому, что аналитика не была встроена в систему государственного управления, а нужна была объективная картина обстановки. Мы сейчас находимся в похожей ситуации. То у нас эйфория, что вокруг только соратники, друзья и партнеры, то вдруг эти соратники поворачиваются к нам спиной.

Причина неурядиц в экономике внутри страны. Ангажированные аналитики, которые сидят вокруг правительства, во многом способствуют принятию неправильных решений. То одно сделаем не так, то другое. То одну стратегию напишем, которая никому не нужна, то напишем другую стратегию, где одни риски и угрозы и никаких реальных шагов по развитию. Реальный план появился только в 2012 году, когда президент подписал «майские указы» и обозначил, в какой срок какие результаты должны быть достигнуты.

«СП»: — Может, проблема не только в кадрах, но и в системе их отбора?

— Конечно, дело в кадровой политике. На должности отбирают по протекции, по принципу «свой-чужой». Реально не работают механизмы, предусмотренные законодательством о государственной службе. Поэтому посты занимают люди, которые за душой не имеют опыта и ничего не могут предложить. Но их двигают, им помогают строить карьеру.

«СП»: — Можно сформировать другую систему в нынешних условиях?

— Есть пример Китая. Там на протяжении веков была еще одна ветвь власти, которая отбирала и экзаменовала чиновников. Там было Министерство кадров, которое сейчас называется Министерством труда.

Во многих странах есть система управления государственной службой. Одно из важных звеньев — отбор кадров.

У нас, к сожалению, каждый министр рулит так, как ему хочется. Поэтому в департаменты и ведомства не всегда приходят люди, готовые выполнять стоящие перед ними задачи.

На нынешнем этапе можно подумать хотя бы над публичным обсуждением фигур, приходящих на должности, от которых зависит развитие экономики, науки, промышленности. Сегодня законодательная власть часто не причастна к отбору кандидатур на пост того или иного министра. Именно с профессиональной точки зрения, а не политической ангажированности человека. К большому сожалению, отбор кадров происходит в тени. А потом мы получаем одного министра, второго, другого. Хорошо, если человек профессионал и что-то может сделать. А если он просто пришел «попробовать»? Таких, увы, очень много на разных уровнях.

 

Андрей Иванов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх