Политновости

3 923 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгений Тимербаев
    Вот Вам умная поговорка: "Дурак не поймет, умный промолчит"Екатерина Енгалыч...
  • Евгений Тимербаев
    Прочитал первую строчку. Понял что бред. Пролистал, наткнулся на Индию... С население более миллиарда, а ВВП более на...Чем закончится да...
  • Ritchie Blackmore
    Глупая шутка.Екатерина Енгалыч...

Какая Конституция нужна России?

Президент России Владимир Путин считает, что положения Конституции 1993 года, касающиеся основ прав и свобод человека, себя не исчерпали. В той части, которая касается государственного устройства РФ, с этим можно согласиться. А вот положения, касающиеся экономических прав, надо полностью менять, и сделать это следовало еще тогда, когда Конституция принималась, то есть в 1993 году.

 

Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 15 января внес ряд предложений по изменению Конституции, которые действительно улучшают ее. Но это только маленький шаг, хотя и в нужном направлении, и уже давно следовало бы пойти намного дальше. Вводная часть Конституции должна быть переделана с учетом история развития цивилизации и либерализма (см. «Либеральная стратегия для России»). Необходимые положения можно частично позаимствовать из аналогичных документов, принятых в прошлом в других странах.

 

Например, можно взять первые три предложения из второго абзаца Декларации независимости США. Вот они: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья справедливая власть зиждется на согласии управляемых.

Всякий раз, когда какая-либо форма правления нарушает этот принцип, народ вправе изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и такой организации власти, какие, по мнению народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью».

 

Томас Джефферсон, который написал Декларацию, сослался в первом предложении на самоочевидную истину. Но представления об истинности и очевидности у людей существенно различаются, и то, что кажется очевидным одним людям, вовсе не очевидно для других. В то же время, история развития цивилизации за последние два с половиной века показала, что наибольшего процветания различные страны достигали в те годы, когда в них была принята идеология социального либерализма, а экономика и общество соответствовали экономическим теориям прогрессивного капитализма и социальной рыночной экономики (см. «Либеральная стратегия для России»). Это и надо зафиксировать в первом пункте введения.

Пункт 1. Государство основано на принципах гуманизма и социального либерализма, а его экономика – на представлениях теорий прогрессивного капитализма и социальной рыночной экономики, в рамках которых обеспечивается наилучшее сочетание экономической эффективности частной собственности, свободы и социальной справедливости.

 

Вернемся к Декларации независимости США. Томас Джефферсон в указанном выше первом предложении среди всех прав человека выделил жизнь, свободу и стремление к счастью, хотя один из основоположников либерализма Джон Локк, писал о жизни, свободе и богатстве.

Американский президент заменил богатство на счастье, возможно, из-за того, что собственность не является биологическим понятием, как первые два. Не исключено, что он не очень хорошо относился к богатству. Американцы ищут в этой замене особый смысл, и во времена Джефферсона существовала целая философия об особой важности счастья для человека. Но вряд ли такую замену стоит делать, так как собственность имеет самое непосредственное и вполне определенное отношение к свободе и либерализму, и именно борьбой за собственность, а не за счастье, определялись весьма многие события, произошедшие с тех пор. Например, президент США Дональд Трамп недавно честно заявил, что американцев в Сирии интересует нефть, а не счастье, свобода, демократия или что-либо еще в том же духе. То есть, хотя в идее Джефферсона, возможно, и заложен какой-то глубокий смысл, для начала надо разобраться со свободой и собственностью. Проблемы надо решать одну за другой, шаг за шагом.

Поэтому идею о правах можно изложить следующим образом, возвращаясь к взглядам Джона Локка.

Пункт 2. Все люди рождаются равными и обладают неотчуждаемыми правами на жизнь и свободу, а также правом на собственность.

 

Пункт 3. Свобода предполагает ограничение абсолютной свободы (вседозволенности), существующей в диком животном мире, и состоит в возможности делать все, что не причиняет ущерба правам (свободе) другого. Свобода основана на справедливости, а ее нравственную границу составляет следующее правило: «Не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других».

 

Стоит уточнить не только определение свободы, но и ее отношение к собственности.

Пункт 4. Частная собственность неприкосновенна, именно она обеспечивает свободу.

 

Указанные выше три права являются основными, но у человека есть и другие права, которые, во многом конкретизируют содержание жизни, свободы и собственности в обществе. История показала, что их надо точно указать, так как их список в разные времена менялся, причем иногда он был явно недостаточным для того, чтобы обеспечивать не только свободу, но и физическое выживание.

Так, люди, которые себя называли либералами в США, начиная где-то с 18 века, довольно долго под свободами понимали, главным образом, только политические права, тогда как экономические права не учитывались. Ситуацию (в США) отчасти исправил Франклин Рузвельт с его новым курсом, хотя предложенный им билль об экономических правах не был принят конгрессом (см. «Прогрессивный капитализм – альтернатива для Беларуси»). То есть, реформа американской идеологии была не завершена, что является одной из причин, которая привела к текущему кризису в этой стране.

 

Но одной декларации экономических прав, как показала история, недостаточно. Так, в СССР всем гарантировали работу, но зарплата часто была недостаточной для нормальной жизни и обзаведения детьми. Это явление сохранилось в настоящее время и в России. А в последние годы такая же проблема возникла в некоторых экономически развитых странах, где безработицу снизили по советскому образцу – людям предоставляется работа, на доход от которой жить невозможно.

Некоторые государственные чиновники считают это нормальным. Например, бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, обсуждая низкую зарплату учителей, как-то заявил, что те могут подрабатывать, если им мало зарплаты, и вообще учителя должны работать по призванию, а не из-за денег. Чтобы таких мнений у чиновников не было, и требуется зафиксировать в Конституции требование исключить бедность работающих.

Кроме того, в Конституции надо указать, что достойная зарплата должна обеспечивать содержание детей. Это следует сделать, так как правительства многих стран перераспределяют финансовые потоки таким образом, что многие молодые семьи не имеют средств для заведения даже первого ребенка.

Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию 15 января сделал предложение записать в Конституции норму о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Это шаг в нужном направлении – конкретизации экономических прав. Однако такой нормы недостаточно. Нужна большая конкретика.

Дело в том, что прожиточный минимум в России намного ниже той величины, на которой он должен и может находиться. Он искусственно занижен. Так, даже после реализации всех инициатив Владимира Путина расходы бюджета, по оценке Минэкономразвития, вырастут всего на 0,6 трлн. рублей в год, что примерно в 5 раз меньше ожидаемого профицита бюджета на 2020 год. То есть государство по-прежнему отбирает значительную часть доходов населения, что на самом деле и является главной причиной бедности и низкой рождаемости в России.

Но ни президент, ни правительство РФ этого не понимают. Поэтому в Конституции требуется закрепить правило о недопущении профицита бюджета в случае наличия бедности работающих. Фундаментом стабильности экономики являются не валютные резервы, а сырьевые ресурсы, массовый средний класс т эффективная экономика, в развитие которой, а не в иностранные ценные бумаги, и надо вкладывать средства.

Конечно, помогать малообеспеченным людям надо, но при этом широким слоям населения необходимо обеспечить возможность содержания детей без прямой помощи государства посредством увеличения из заработков, а копить государству сокровища за счет снижения заработков людей с помощью экономии на госрасходах, недопустимо.

Чтобы избежать такого развития событий, экономические права в Конституции должны быть определены более конкретно, чем это предлагали Франклин Рузвельт и Владимир Путин. Недостаточно просто уравнять минимальную зарплату с прожиточным минимумом, хотя и эта идея хорошая, надо определить, каким должен быть этот минимум, и откуда правительство должно брать деньги на его обеспечение. Поэтому следующий пункт может иметь следующий вид.

Пункт 5. Любой человек имеет политические и экономические права (свободы), которые должны быть конкретизированы в соответствие с представлениями теорий прогрессивного капитализма и социальной рыночной экономики.

 

А) Прожиточный минимум для трудоспособных людей должен обеспечивать расходы на хорошее питание, одежду, съем жилья, условия для отдыха, а также воспитание детей, то есть минимум должен исключать бедность работающих.

Б) Пока бедность работающих не исключена, а в стране наблюдается естественная убыль населения, правительство не имеет права изымать средства у граждан страны посредством профицитного бюджета, который в такой ситуации должен быть дефицитным.

В) В целях предотвращения значительного имущественного расслоения и формирования широкого среднего класса, в государстве устанавливается прогрессивная шкала налогообложения, затрагивающая только высокие доходы.

Перейдем ко второму предложению американской Декларации: «Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья справедливая власть зиждется на согласии управляемых». Здесь имеются в виду право на жизнь, свободу и счастье.

Эта тоже одна из идей Джона Локка (с заменой счастья на собственность). Именно для защиты жизни, свободы и собственности, согласно его идеям, люди и создают государство. Оно не должно полностью содержать своих граждан (за некоторыми исключениями), но обязано создать условия, обеспечивающие им работу и достойную плату за эту работу. Все это было реализовано после второй мировой войны в ряде стран и получило название общества равных возможностей и государства общего благосостояния. На них и надо указать.

Пункт 6. Реализацию прав (свобод) граждан страны гарантируют государственные институты (правительство, президент, и пр.), обеспечивая создание и функционирование общества равных возможностей и государства всеобщего благосостояния.

 

Общество равных возможностей означает, что государство вводит преференции для некоторых слоев населения и ограничения для других. Это, в основном, осуществляется в пользу бедных против богатых, но вовсе не обязательно. Допускается поддержка и богатых в том случае, если это способствует, например, освоению новых отраслей экономики или территорий. Изучением того, как функционируют механизмы ренты, занимается современная теория прогрессивного капитализма, которую развивает, в частности, американский экономист, лауреат нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц. Существование таких механизмов тоже надо зафиксировать отдельно, потому что правительства многих стран стараются их скрыть от общества.

Пункт 7. Государство обеспечивает создание частной собственности у отдельных групп населения посредством создания рентных механизмов там, где это выгодно обществу, то есть создает условия для перераспределения национального богатства, в основном, в пользу среднего класса.

 

Итак, мы разобрались с тем, что нужно человеку для жизни, и что должно делать государство. Однако довольно часто государство вместо свободы начинает защищать вседозволенность, как это происходило во время образования США в Великобритании, угнетающей свои колонии. Поэтому Томас Джефферсон после указания на роль правительства в обеспечении прав человека вставил предложение о праве народа менять правительство: «Всякий раз, когда какая-либо форма правления нарушает этот принцип, народ вправе изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и такой организации власти, какие, по мнению народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью».

Со времен Джефферсона прошло много времени, и мы уже знаем, на каких принципах и на какой организации власти должно быть основано правительство, которое более всего будет способствовать безопасности и счастью народа.

Один из способов контроля за правильным поведением правительства – это демократия. Но ее одной недостаточно, как показывают, в частности, события последних лет в США. Нужны другие специальные экономические институты, в том числе, кстати, и для контроля за демократией, подобные тем, которые созданы для ее ограничения в таких странах как США и Британия (см«Сколько демократии нужно Беларуси и России?»). Без них от демократии будет мало толку. Но и этого, как показывают события последних десятилетий, мало.

 

Поэтому, чтобы предотвратить отход правительства от принципов социального либерализма или способствовать его смене без революции, следует создавать и поддерживать различные экономических и социальные институты, которые реализуют различные аспекты либеральной идеологии. И делать это следует правительству, как, кстати, хотел Франклин Рузвельт, предлагающий принять экономический билль о правах. То есть он предлагал ввести новый либеральный экономический институт.

Таким образом, государству нужно позаботиться о собственном иммунитете против анти- и псевдолиберального перерождения. Фактически речь идет о создании четвертой власти в дополнение к законодательной, исполнительной и судебной, которая занималась бы сохранением и развитием социального либерального либерализма. Необходима целая система институтов, на что и надо указать в следующем пункте.

Пункт 8. Государство обеспечивает создание, функционирование и независимость системы социальных институтов и правил поведения людей (экономических институтов), которые обеспечивают сохранение в обществе идеологии социального либерализма. Они осуществляют дополнительный контроль за деятельностью собственников и чиновников, за отбором подходящих людей в органы государственного управления и сохранением преемственности власти.

 

Самые надежные гарантии независимости и суверенитета

 

Указанные 8 правил могут быть вставлены в Конституцию в качестве ее вводной части. Разумеется, они должны быть дополнены традиционными либеральными положениями о разделении властей, ограничениях президентской власти, конкретных определениях политических и экономических прав (свобод), и пр.

 

Владимир Тарасов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх