Мы беседуем с нашим постоянным экспертом, В.Л. Авагяном. Вазген Липаритович рассказывает нам, какими неразрывными узами брака (в том числе и производственного) связаны между собой угнетение и геноциды. Как они перетекают друг в друга, будучи не разными явлениями, а лишь разными степенями одного явления. Почему так устойчива и живуча в человеке страсть к угнетению, господству, связано ли это только с внутренним садизмом - или же имеет экономическое обоснование? Творчески переосмысляя устаревшие аспекты в марксизме, В.Л. Авагян на наших глазах строит новое, соответствующее современному моменту, учение о политической экономии "века космоса и атома"...
-Вазген Липаритович, каким образом связаны угнетение и геноцид?
-Самым прямым и тесным: угнетение является лёгкой формой геноцида. При угнетении человек лишается доступа к части важных для него благ, а при геноциде – сразу ко всем, включая и саму жизнь, как исходное, первичное благо.
Но механизм одинаков: или отнимают часть ресурсной доли, формируя судьбу обделённого, или сразу всю ресурсную долю, создавая труп. Подчеркну, потому что не намерен щадить ваши чувства в тяжёлый момент: второе выгоднее первого. Это страшно, но вы должны это знать, чтобы выжить.
То есть отнять сразу все ресурсы у человека выгоднее, чем отнимать часть, «отрезая кошки хвост по частям из жалости», не доводя до окончательного смертоубийства, но и жить не давая.
Такое поведение захватчиков или правящей касты…
- Что, в принципе, только в первом поколении имеет разницу, во втором поколении победившие оккупанты становятся правящей кастой…
– Совершенно верно! Так вот, такое поведение знакомо нам под термином «угнетение». И по его неловкой, неудачной марксистской кальке «эксплуатация» (человека человеком). Неудачный беззубый термин: эксплуатируют, то есть используют все всех: и ученики учителя, и пассажиры шофёра, и покупатели продавца, и наоборот. Мы же говорим не об «использовании», как таковом, а о формах неэквивалентного обмена.
Словом, если
Свежие комментарии