На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политновости

3 887 подписчиков

Свежие комментарии

  • Aleksandr Sobolev
    Похоже не досидел, царь то, не настоящий! Скоро узнаем. В следующем году. Мировому симитизму приходит конец! Судьба т...«Победят голодные...

Батьку впервые серьезно напугали тунеядцы

Социально опасный декрет Лукашенко скорректирован, но не отменен

После массовых протестов Александр Лукашенко скорректировал скандальный декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», более известный как «декрет о тунеядцах». На совещании 9 марта он объявил об изменениях и возложил ответственность за неудачный законопроект на чиновников. Запись выступления президента Белоруссии опубликована на видеохостинге YouTube.

По словам Лукашенко, декрет изначально задумывался не как экономический или финансовый, а как идеологический, имеющий моральный аспект. «Никаких там больших денег государство не получит. Целью этого декрета является одно — заставить работать тех, кто должен и кто может. Это главное», — пояснил он. Те, кто может, но не хочет работать, должны заплатить обществу за то, что они пользуются благами за счет госбюджета, считает президент.

На практике, поступления в бюджет оказались даже ниже запланированных — 7,5 млн долларов, что ничтожно для белорусской экономики. Из полумиллиона человек положенную сумму заплатил лишь каждый десятый. Люди стали выходить на массовые несанкционированные акции протеста в Минске и практически всех крупных городах. Причем, в некоторых случаях во главе их встала прозападная оппозиция. Помимо требования отмены сбора все чаще стало звучать политическое требование отставки Лукашенко.

В результате белорусский президент перенес срок уплаты сбора на год. В течение этого времени будут составлены и выверены списки плательщиков. Для этой цели будут мобилизованы руководители всех уровней: от председателей сельсоветов, гор- и райисполкомов, глав администраций до губернаторов и членов правительства. «Люди хотят видеть и разговаривать с теми, кто принимает решения», — уверен Лукашенко.

Именно чиновники, по мнению белорусского президента, виноваты в росте социальной напряженности в связи с декретом. Они «переложили исполнение идеологического документа на налоговые службы», а те «от балды» направили примерно пятистам тысячам «письма счастья». В наказание Лукашенко потребовал от госслужащих до 1 мая трудоустроить своих неработающих «жен, мужей, любовниц и любовников, родных и близких».

Еще одна мера, призванная стимулировать выплаты государству, — новое целеполагание сбора с «тунеядцев». «Эти деньги исключительно до копейки должны быть направлены на содержание детей. Только детям! — подчеркнул президент. — Или это детский сад, или детский дом, или кому-то помогли, купили что-то, накормили, напоили и так далее. Исключительно на детей. И не дай бог, хоть одна копейка пойдет на другие цели — ремонт дорог, квартир».

Отметим, аналогичный закон разрабатывается в настоящее время и в России. Причем образцом, примером для него послужил именно декрет Лукашенко. Однако, после низкой отдачи и последующей коррекции белорусского закона, польза от введения подобных мер в нашей стране все менее очевидна.

Эксперт по проблемам российско-белорусских отношений НИУ ВШЭ Дмитрий Болкунец видит в происходящем политический аспект.

Причина коррекции декрета в массовых акциях протеста, которые прошли по стране. Белорусское общество перестало бояться и вновь вышло на улицы. Лукашенко не ожидал такой реакции. Тем более, оппозиция 25 марта будет праздновать свой традиционный праздник — день образования белорусской республики. Тема «тунеядцев» усилила бы противников президента. Тем более, что Лукашенко получил информацию, что из Украины едут представители «Правого сектора» * и других подобных организаций. Белорусы же участвовали в украинском конфликте. Может быть майдан. Но Лукашенко не хочет применять силу, он хочет предотвратить конфликт. Поэтому впервые за 23 года правления он поручил министрам дать возможность гражданам собираться на площадях и обязал чиновников выходить к протестующим. Он страхуется.

«СП»: — Что стоит за требованиями к чиновникам трудоустроить до 1 мая их жен и любовниц? Борьба с безработицей?

— Это очень странная вещь. Это ведь их право: хотят они работать или не хотят. Если госслужащие возьмут их себе помощниками, то это войдет в противоречие с политикой сокращения чиновников. Это не логично. Тем более, за один месяц это не решается. Да, вакансий то нет. Особенно в регионах. Только свинарка, доярка, дворник и т. п. На бирже труда тоже их нет. Поэтому на видео было хорошо видно, что лица министров были очень печальны, они сидели, опустив глаза.

Такие истории уже были, и не раз. Помню в 1994 году он уезжал из Белоруссии, и в этот период поднялись цены на молочные продукты. Люди начали протестовать. Когда он вернулся, то отчитал всех министров и потребовал вернуть цены. Цены вернули. Он умеет такое, он — знаток актерского мастерства.

«СП»: — Чем объясняются все происходящие в последнее время события вокруг Белоруссии?

— Первопричина этих инициатив — попытка изыскать ресурсы для слабеющей экономики. Тем более, что в последнее время возникла напряженность в отношениях Минска и Москвы по ряду вопросов. Кроме того, в окружении Лукашенко появилась оппозиция — группа влияния, считающая, что Белоруссии нужен поворот на Запад. Эту группу возглавляет министр иностранных дел Владимир Макей. Вот они и раскачивают лодку.

Директор Центра налоговой политики МГУ Кирилл Никитин видит в Белоруссии, а также в США, пример и считает правильным равномерное распределение налогового бремени между всеми членами общества.

— Мы видим, что в Белоруссии речь все-таки идет не об отмене этого декрета, а о настройке системы. Те, кто находятся в работоспособном возрасте и не стоит на учете в качестве безработных, и не имеет легальных доходов, так или иначе будут участвовать в финансировании тех государственных услуг, которые они по факту получают, и которые за них на данный момент, финансирует кто-то другой. Деньги в бюджете из воздуха не появятся. Кто-то за это все равно платит.

Кроме того, вот мы смотрим на Белоруссию, а смотреть надо, наверное, на США. Вспомним дискуссию об американском законе Obamacare. Там речь идет о том, что все покупают медицинскую страховку, а если они ее не покупают, как предлагает часть республиканцев, то они и не пользуются ей. А мы в России говорим о том, что у всех есть медицинская страховка, а платят за нее только те, кто работает официально и платит налоги. Так что у меня позитивное мнение насчет этого налога в России. Но я не использовал бы этот термин — «налог на тунеядцев».

Мне известны попытки социального блока правительства обсудить перспективы уплаты взносов обязательного медицинского страхования гражданами, которые не имеют официальных доходов, находятся в трудоспособном возрасте и не стоят на учете, как безработные. Сейчас таких людей 22 млн человек. За них платят бюджеты субъектов федерации, куда платят те, кто работает официально. Поэтому идея переложить бремя медицинского страхования на работников «серой зоны» логична. Рано или поздно ее предстоит реализовать.

Руководитель департамента налоговой политики Финансового университета при правительстве РФ Любовь Гончаренко скептически смотрит на повторение в России белорусского опыта налогообложения тунеядцев.

Я отношусь к этому налогу однозначно отрицательно. Основная причина в том, что такой налог будет трудно администрировать. А точнее, практически невозможно. Как можно выявить так называемых тунеядцев? Тунеядцев, а не безработных, которые, как правило, стоят на учете на бирже труда, ищут работу, но по каким-то причинам не могут ее найти.

Второй момент экономического характера. Сейчас много говорят о новых технологиях, о цифровых технологиях, в том числе в банковском секторе, появилось понятие «финтеха». Сейчас очень многие операции осуществляются через мобильные приложения. Из-за этого люди порой теряют работу. С другой стороны, они могут реально работать вне своих рабочих мест, зарабатывая на комиссиях и т. п. Они - не тунеядцы. Они сами себя обеспечивают. Как-то зарабатывают.

Поэтому здесь нужно действовать другими методами. Прежде всего, влияя на гражданское самосознание. Ну, а то, что мы наблюдаем с этим налогом в Белоруссии — это на самом деле провал. Не стоит повторять их ошибок.

* Правый сектор — организация, запрещенная на территории России. Верховным судом РФ признана экстремистской.

Сергей Аксенов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх